Праздник не праздник, но то событие мурманчане восприняли как добрый знак. 29 октября 2002 года в Кольском заливе, в районе поселка Росляково, встала на якоря гигантская буровая платформа "Хаттон". Ее появление не обошло вниманием, кажется, ни одно местное средство массовой информации.

Правда, с самого начала было известно, что здесь платформа проездом и вообще к нам, к Мурманской области, имеет весьма косвенное отношение. "Вершки", то есть производственный блок, этого сооружения срежут, отправят в Северодвинск, где на "Севмашпредприятии" приделают новые "корешки" - ледостойкое основание. А с 2004 года модернизированная буровая начнет качать нефть из Приразломного месторождения, которое находится в Печорском море. Качать на благо Родины, а также различных юридических и, естественно, физических лиц.

Мурманских лиц среди них вроде бы не было, наш интерес - пиковый, теоретический. Областной казне от этого ни холодно, ни жарко, нефтедолларовый ручеек потек бы в обход. И все-таки прибытие платформы казалось значительным событием. Долгожданной первой ласточкой, зримым (еще бы - общая высота вместе с венчающей строение вышкой более 160 метров, водоизмещение 75 тысяч тонн) свидетельством серьезности намерений крупнейших нефтегазодобывающих компаний начать разработку шельфа арктических морей.

Получилось как по писаному. Но по писаному лишь в самых первых строчках договоров компаний с мировыми именами - "Газпрома", "Роснефти" и совместно учрежденного их "дочками" "Севморнефтегаза"... То есть срезать-то "вершки" срезали. Увезти увезли. А дальше застопорилось. Почему, гадать не будем, но 2004-й остался далеко за поворотом, с тех пор уже мы успели дважды президента выбрать, а буровой на Приразломном как не было, так и нет. Нефть там как не качали, так и не качают. И не прибывает блага ни Родине, ни юридическим лицам. (О физических говорить поостережемся - если не дивиденды, то уж зарплату они, надо думать, получают исправно.)

Но опять-таки - не наша вроде бы, не мурманчан, головная боль. Пусть о разумности покупки у норвежцев подержанной буровой платформы за некруглые 67 миллионов долларов размышляют люди с соответствующими окладами, премиальными и прочими бонусами... Нам бы пожать плечами и забыть.

Только забыть не дают. Напоминание у нас постоянно под самым носом.

Взгляните повнимательнее на снимок. Да не на танк. Этот экспонат военного музея, который находится на берегу залива, фотограф оставил в кадре просто для красоты. Если и его из кадра убрать, то получится уж вовсе топорный снимок. Потому что останутся в нем - видите в левом углу? - да, вот эти вот металлические тумбы. Из-за большого расстояния они кажутся не такими уж большими. На самом деле каждая из шести опор имеет диаметр 17 и высоту 54 метра (включая, естественно, подводную часть). Две девятиэтажки, поставленные друг на друга, - представляете? Потому и не стали мы их показывать крупным планом: достаточно того, что эти культи портят вид Кольского залива, незачем портить еще и газетную страницу.

А ведь когда буровую установку "Хаттон" привели в залив, представители "Севморнефтегаза" заверяли: как только, так сразу. Едва будет срезана надстройка, опоры платформы тут же отбуксируют в Норвегию для утилизации. Экология, понимаешь, - святое дело!

Однако годы мелькают, как цифры в электросчетчике, а гигантские культи торчат на месте, точно вкопанные. И поневоле закрадывается мысль, что их хозяева решили больше не связываться с норвежцами и передоверили утилизацию Нептуну.

Пока "обезглавленные" опоры оставались в собственности "Севморнефтегаза", их охраной занималось ФГУП "Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление" (МБАСУ). Оно же, используя свой плавкран, полтора года обеспечивало демонтаж некоторых узлов и механизмов. Вначале предприятие исправно получало деньги от "Севморнефтегаза" за охрану опор от разграбления "металлистами" и за предоставление своего крана, но в марте 2004 года опоры были проданы частной компании "Elmex holdings S.A.", зарегистрированной на Багамских островах.

В следующем месяце обеспечивать охрану основания платформы "Хаттон" подрядилось ООО "Атлантика", заключившее соответствующий договор с ЗАО МА "Инфлот-Мурманск", которое представляло интересы нового собственника платформы - компании "Elmex holdings S.A." Но оплата услуг продолжалась недолго. Пришлось руководству "Атлантики" и МБАСУ обращаться в суды, ведь общий их ущерб составил более 14 миллионов рублей. Все суды были выиграны, только долги пока так никто и не вернул.

Видно, на Багамщине такой райский климат, что хочется думать только о прекрасном, радостном и высоком, а мысли о таких низменных вещах как торчащие где-то в Заполярье опоры, как долги, просто на лезут в голову. А может, этот обрубок платформы уже опять сменил хозяев - бог весть... Во всяком случае, директор МБАСУ Василий Коренев говорит, что ему вообще непонятно, кто же сейчас владеет этими останками.

По сути, проблемой опор должен был бы заняться Росприроднадзор, ибо они стоят на акватории Кольского залива, являющегося федеральной собственностью. Автор этих строк обращался за разъяснениями и туда, и в Мурманский филиал "Севморнефтегаза", и на другие предприятия, имевшие касательство к ситуации. Но нигде не смог получить вразумительный ответ: кому же принадлежат брошенные в заливе опоры, кто будет заниматься их утилизацией и на какие деньги? К примеру, на утилизацию одной атомной подлодки водоизмещением несколько тысяч тонн, которую можно загнать в док и доставить на разделочный стапель, требуются миллионы долларов. Их России дают наши "партнеры ради мира" из блока НАТО. А кто даст средства на разделку такой махины, где и как ее утилизировать?

Получается, что свои вершки получают многие: "Севморнефтегаз" в виде платформы "Приразломная", которая, надо полагать когда-то все же начнет добывать нефть; "Севмаш" - солидную оплату за выполненную работу, бюджеты Северодвинска и Архангельской области - отчисления с "Севмаша". Наши соседи, норвежцы - те благополучно избавилась от буровой платформы, отслужившей свой срок. А что приобрела Мурманская область? Пока, выходит, именно что корешки - так же как и медведь, деливший в классической сказке с мужиком урожай ржи. Мы приобрели гору мусора. Не говоря уже об убытках двух предприятий.

Но почему-то соглашаться с этим не хочется.

Будем надеяться, что те, кому положено по должности, все-таки сумеют разыскать нынешних хозяев опор. И в таком случае просим показать им эту публикацию. Пусть расценивают ее как приглашение.

У нас тут, в Мурманске, весна наконец наступила и начались субботники. Люди выходят в свободное время и убирают скопившийся на улицах за зиму мусор. Так что, любезные владельцы останков буровой, присоединяйтесь: для вас есть работенка на Кольском заливе. Метлами, лопатами - поможем. А прочий потребный инвентарь уж захватите сами.

Мусор за собой надо убирать.

Фото: Федосеев Л. Г.
"Обрезанная" буровая платформа "Хаттон" в Кольском заливе.
Фото: Федосеев Л. Г.
"Обрезанная" буровая платформа "Хаттон" в Кольском заливе.
Юрий БАНЬКО