Как относится бизнес к власти, ориентирован ли на взаимодействие, какой помощи ждет и в чем видит перспективу развития? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, администрация Апатитов заказала специалистам Института экономических проблем КНЦ РАН соцопрос. Рассказать о его результатах мы попросили заведующую сектором социологических исследований, кандидата экономических наук Ирину Гущину, под руководством которой проводилась эта работа.

- Ирина Александровна, удалось ли воспроизвести "коллективный портрет" апатитского бизнеса?

- Мы считаем, что результаты опроса вполне представительны, их можно достаточно уверенно распространить на всю сферу малого предпринимательства нашего города. В опросе приняли участие люди, занятые во всех представленных у нас сферах деятельности - от торговли и туризма до инноваций и строительства, имеющие различный стаж в бизнесе. Малому бизнесу в Апатитах действительно присущи малые формы: шестьдесят шесть процентов организаций, попавших в нашу выборку, - это предприятия с численностью работающих до десяти человек.

Кстати, набрать нужное количество анкет оказалось не так-то просто - от общения с социологами отказывался примерно каждый третий.

- Похоже, настроение "никому не доверяй" в бизнесе себя не изживает. Результаты опроса подтверждают это или опровергают?

- По крайней мере, люди не очень-то надеются на помощь власти. Так, на вопрос о том, куда обращаются в случае возникновения проблемы, 60 процентов респондентов ответили, что никуда. То есть рассчитывают только на себя. 21, 5 процента идет за помощью в другие бизнес-структуры, 9, 5 процента - в госструктуры, и только 7, 5 процента - в муниципалитет. Также мы просили, чтобы предприниматели оценили свои взаимоотношения с городской властью. Большая часть выбрала ответ - "нейтральное, лишь бы не мешали". 25 процентов поставили оценку "скорее положительно", около 17 процентов - "скорее плохо" и "плохо". Лишь три процента считают, что муниципалитет помогает бизнесменам.

Кроме того, опрос показал, что как благоприятный оценивают предпринимательский климат в городе только 20 процентов опрошенных - в основном те, кто занят в сфере связи. Хуже в этом плане ощущают себя производители товаров и работающие в области науки и техники. Это при том, что у нас в городе, как ни в каком другом на Кольском севере, представлена инфраструктура поддержки именно инновационного бизнеса - "Технопарк", "Центр трансфера технологий", бизнес-инкубатор. Есть над чем задуматься.

- Какие же проблемы заботят предпринимателей? Что или кто, на их взгляд, мешает развиваться бизнесу?

- На первом месте в рейтинге наиболее острых проблем - низкая платежеспособность населения (почти 50 процентов ответов), на втором - бюрократическая волокита, бесконечный ряд согласований по каждому вопросу - на это жалуются представители всех сфер бизнеса. На третьем месте - нехватка профессиональных кадров, особенно в строительстве и производстве товаров. Замыкает "горячую десятку" проблема низкого уровня имиджа предпринимательства в обществе. Когда же мы попросили оценить деятельность городской власти с точки зрения услуг, которые оказывают бизнесу, то очень большие претензии были высказаны относительно сроков оформления различных разрешительных документов, а также условий аренды муниципальных помещений.

- А как оценены те программы поддержки, которые предлагает власть? Есть же возможность получения разных кредитов, грантов, консультаций...

- Когда сопоставили ответы на несколько вопросов из этого ряда, то получилось, что пользуются разными видами финансовой поддержки от власти в пять раз меньше предпринимателей, чем знают о ней. А четверть опрошенных дали ответ: "Не знаю, но хотел бы пользоваться". Также мы сопоставили реально оказываемые и желаемые услуги. Получили такие результаты: примерно одинаково количество тех, кто пользуется, и тех, кто хотел бы пользоваться бухгалтерскими, юридическими услугами, подбором персонала, что указывает на высокий их спрос. Консультационными услугами пользуются от трех до пяти процентов, а хотели бы - около 16 процентов респондентов.

- По каким вопросам требуются консультации?

- По большей мере в сфере гражданского и трудового законодательства, по бухучету, в области управления персоналом и бизнес-планировании.

Определились и предпочтения по видам повышения квалификации. Сейчас большая часть предпринимателей (56 процентов) получает знания с помощью специальной литературы, то есть занимается самообразованием, около 26 процентов пользуется услугами консультантов. Дальше по убывающей - курсы, семинары, участие в выставках.. В перспективе повышение профессионального уровня связывается со специализированными курсами, корпоративным обучением, различными тренингами.

- Какие отрасли бизнеса являются самыми перспективными в плане развития с точки зрения самих предпринимателей?

- Въездной туризм, сфера развлечений и спорта, жилищно-коммунальное хозяйство и ремонт жилья, инновационное предпринимательство.

- Ирина Александровна, результаты опроса, по сути - готовая программа действий для городской власти, вы согласны? Все определено - проблемные зоны, точки роста, перспективы взаимодействия.

- Для этого нам и поручили провести такую работу. Действительно, видны и проблемы, которые нужно решать в первую очередь, и плохо освоенные поля, где нужно работать вместе: создавать положительный имидж предпринимателя, организовывать семинары по актуальной проблематике, популяризовать уже имеющиеся формы поддержки. А предпринимателям нужно задуматься о своей разобщенности, о том, как ее преодолеть. Из общего количества опрошенных только один (!) смог назвать общественную организацию, действующую в этой сфере, - Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области. Результаты отчета, безусловно, помогут городским властям создать четкую программу эффективного взаимодействия с бизнесом.

Апатиты

Зоя Кабыш, фото автора

Послесловие. Отчет только на днях поступил в администрацию города, еще один экземпляр пошел в областной бизнес-инкубатор. По словам начальника отдела по экономике апатитской администрации Елены Кислицыной, результаты опроса обязательно будут учтены при работе над программой поддержки малого предпринимательства на 2009-2011 годы. Осенью этот документ представят на рассмотрение Совета депутатов. А в июне с результатами опроса планируется ознакомить общественность.

Зоя Кабыш