Ой как мешает наш менталитет. С этим мнением согласилось, пожалуй, большинство участников «круглого стола», который был посвящен пропускной способности и перспективам совершенствования дорог в нашем регионе. Во встрече приняли участие сотрудники ГИБДД, комитета по развитию городского хозяйства, представители общественности. Совместная работа «стражей дорог» и администрации Мурманска направлена на снижение аварийности, повышение безопасности движения.

Однако далеко не каждый водитель готов безоговорочно соблюдать правила. Это ни для кого не секрет. Общественники предложили свои варианты повышения культуры на дорогах.

- Необходимо больше информировать людей, - убежден декан заочного факультета МГТУ Юрий Кузнецов. - Организовать при школах курсы правил дорожного движения для детей и родителей. Проводить тренинги, деловые игры. В трех мурманских школах реализуются подобные проекты. Возможно, стоит расширить работу в этом направлении. А еще я предложил бы дорожную разметку дублировать на растяжках над трассой.

Разметка - один из «больных вопросов». Краска, чего скрывать, стирается, не отличаясь высоким качеством. Однако есть перспектива использовать для разметки импортный материал. Он содержит светоотражающие частицы и может выдержать до 8 миллионов контактов с автопокрышками. Об этих и других способах улучшения качества дорожной сети рассказала председатель комитета по развитию городского хозяйства Валентина Доцник:

- Протяженность дорог в Мурманске свыше 240 километров. Асфальтовое полотно разрушается, с увеличением количества транспорта растут и нагрузки на него. С 2006 года в 10 раз выросли затраты на приведение улично-дорожной сети в нормальное состояние. Усложняют задачу также особенности рельефа местности и лихачество автовладельцев. Они с азартом мчатся по новенькому, только что уложенному покрытию. И мало кому приходит в голову, что асфальт должен простоять хотя бы сутки без воздействия, иначе он портится. Причем не спасают даже предупреждающие знаки.

В рамках программы оптимизации дорожного движения комитет намерен изменить в этом году схему течения транспорта на четырех городских перекрестках - проспекта Ленина с улицей Книповича, проспектов Кирова и Кольского, улиц Папанина, Буркова и Карла Маркса, а также Кольского проспекта с улицами Беринга и Баумана. Кроме того, планируется реконструировать пересечение улицы Карла Либкнехта и Нижнеростинского шоссе. Это позволит увеличить пропускную способность на 20-25 процентов. В числе достижений - замена светофоров старого поколения на светодиодные регуляторы движения. К концу года такое переоснащение позволит запустить «зеленую волну» от проспекта Ленина до конца Кольского проспекта.

- В планах - реконструкция и расширение восточной объездной федеральной трассы М-18 «Кола», - продолжил и. о. начальника регионального управления ГИБДД Евгений Карандашев. - В этом году планируется капитальный ремонт 90 километров полотна. В настоящее время рассматривается вопрос о строительстве дорог-дублеров для Кольского проспекта и улицы Челюскинцев. Наша улично-дорожная сеть не рассчитана на современные транспортные потоки. На начало этого года в области зарегистрировано около 190 тысяч единиц автотехники. Остро встает проблема парковок. Владельцы машин вынуждены оставлять их в зеленых зонах, на тротуарах и проезжей части. Это, конечно, еще больше затрудняет движение. Для решения проблемы необходимо пересмотреть нормативно-правовую базу, чтобы сотрудники ГИБДД имели больше прав перемещать автомобили, мешающие движению. Некоторые положения, правда, прописаны в Административном кодексе.

Положительные результаты отмечают инспекторы в связи с установкой заграждений вдоль дорог. Так, число аварий и жертв на перекрестке проспекта Героев-североморцев и улицы Чумбарова-Лучинского не только сократилось, но даже свелось к нулю.

Валентина Доцник отметила, что заграждения не украшают наши улицы да и их содержание обходится бюджету в копеечку: монтаж, ежегодная окраска. И все же такие меры, как показывает практика, дисциплинируют водителей. Кто знает, может, спустя какое-то время заграждения демонтируют за ненадобностью. Если, конечно, у тех, кто находится за рулем, изменится пресловутый менталитет.

Людмила БУТКОВА