Падение котировок акций, состояние ликвидности ценных бумаг, увлечение деривативами, рискованные активы и прочие скачки индексов… Вся эта экономическая терминология начинает вязнуть в зубах, и рука сама тянется к пульту телевизора, чтобы переключиться на другой канал и не видеть очередного выпуска новостей, превратившихся в сплошную биржевую сводку. Большинству из нас, не посвященных в тонкости глобальной экономики, кажется, что все это далеко и не с нами, и по привычке верится, что до нас оно не докатится. Куда важнее, будут ли и дальше ходить автобусы с троллейбусами и не замерзнем ли грядущей зимой из-за отсутствия мазута. Собственно, ответы на эти простые вопросы мы и попытались выяснить у министра промышленности, транспорта и энергетики Мурманской области Сергея ЛЕУСА.

- Сергей Максимович, по-вашему, может ли нынешний финансовый кризис повлиять на состояние промышленности и транспорта в нашем регионе?

- Я думаю, что кризис, который сейчас развивается на Западе, нас пока не особенно коснулся. Конечно, мы интегрированы во всю мировую экономику, но не настолько, чтобы на 100 процентов зависеть от нынешних колебаний европейского рынка. Тем не менее зависимость все-таки есть, и она, на мой взгляд, может сказываться на различных отраслях.

Можно предположить, что усложнятся правила кредитования. Например, банки могут повысить платы за риск, в одностороннем порядке уменьшить сроки кредитов. Из-за этого предприятия могут свернуть или приостановить какие-то крупные работы, требующие дополнительных инвестиций. Ведь под инвестиционные проекты предприятия зачастую берут кредиты в банке, поскольку им не всегда хватает собственных средств.

- Если еще конкретней, например, не спровоцирует ли кризис рост цен на проезд в транспорте, не уменьшится ли количество маршрутов и частота рейсов?

- Что касается автомобильного транспорта, пока у нас не предполагается никакого увеличения тарифов на перевозки, кроме ранее запланированных и никак не зависящих от кризиса.

Вместе с тем уже заметно, что убытки автопредприятий на социально значимых маршрутах увеличились в связи с ростом цен на бензин, который как раз в связи с кризисом может продолжаться. И не исключено, что эти убытки могут выйти за рамки запланированных. Мы такие деньги на бюджет нынешнего года не планировали. Но я надеюсь, что до конца года он еще будет пересматриваться и в случае поступления дополнительных доходов, возможно, что-то и добавится.

Но не забывайте, что бюджет компенсирует убытки только на социально значимых маршрутах, признанных таковыми региональным правительством. Например, заведомо невыгодный маршрут в Териберку, жителей которой мы не можем оставить без автомобильной связи с Мурманском.

- С транспортом более-менее понятно. А что касается энергетики…

- Вы сами, наверное, на совещаниях слышали, что пока наши планы удается реализовать, но уже начинают возникать вопросы. У предприятий не так много средств на осуществление этих проектов и многие из них финансируются как раз за счет кредитов. Если с кредитованием возникнет проблема, то предприятия смогут взять деньги только из тарифов. И здесь задача нашего правительства выдержать эту середину - учесть взаимные интересы и потребителей, и энергетиков.

- Не приведет ли такая ситуация с кредитованием предприятий к тому, что они вынуждены будут сворачивать какие-то свои программы развития?

- Вполне может быть. Хотя у нас есть договоренности, но если нет денег…

- …Может возникнуть вопрос об энергетической безопасности региона?

- Нет, что вы! Мы говорим не об энергетической безопасности. Все, что касается надежности энергоснабжения и безопасности, выполняется и будет выполняться. И сейчас при подготовке к зиме большинство работ уже завершено. Речь о другом. Мы думаем уже о завтрашнем дне, о развитии региона. Это большие проекты, которые надо обеспечивать энергией. У нас генерируется ее избыток, может быть еще больше, но мы не можем ее передать туда, куда необходимо. Для этого существуют инвестиционные программы строительства новых сетей, подстанций.

- Я как раз и пытаюсь выяснить, не идет ли речь о том, что эти программы могут быть свернуты?

- Вы вот прямо буквальный ответ хотите! Нет у нас еще данных о том, что какие-то конкретные программы сворачиваются или будут сворачиваться. Пока речь об этом не идет.

Удастся ли реализовать все задуманное, будем смотреть по итогам. Например, недавно на рабочем заседании мы рассматривали ситуацию на Кольской АЭС. У них все, в принципе, нормально - выполнены все работы, в том числе и по развитию. Федеральная сетевая компания тоже подтвердила, что у них никаких особых отклонений от плана инвестпрограммы на этот год и на ближайшее время не предвидится.

- Больная тема - топливо, которое теплопроизводящие предприятия закупают в основном за счет различных форм кредитов…

- Я пока не знаю случая, чтобы отказали в кредитах кому-то из теплоснабжающих предприятий из-за кризиса. Другое дело, что кредиты не всегда дают по другим причинам. Ведь банки прекрасно ориентируются в финансово-экономическом состоянии предприятий. Они требуют соответствующие документы, балансы и на основании этого уже делают выводы - способно или нет предприятие вернуть эти деньги.

Я думаю, что банки и дальше будут давать кредиты, но, возможно, могут измениться условия кредитования.

- А что касается наших глобальных проектов - Штокман, Мурманский транспортный узел?

- Пока никаких негативных перспектив не просматривается. У «Газпрома», насколько я знаю, пока ничего не переносится. Сейчас продолжается подготовительная работа.

Мурманский транспортный узел - это огромная комплексная работа и угольщиков, и железнодорожников, и портовиков, и логистиков и так далее. Пока никто из участников проекта не заявлял о том, что он из-за финансовых проблем не будет принимать в нем участие.

- Давайте подведем резюме. На сегодняшний день глобальный кризис отражается на нашей промышленности в какой-либо степени?

- Пока в очень незначительной и надеюсь, что так и будет. Считать, что нам от этого хорошо, конечно, не стоит, но пока каких-то серьезных неприятностей нет и не просматривается. На мой взгляд, пока это только болезнь, и все ищут выход, чтобы не допустить ее перехода в хроническую стадию.

Продолжение темы:

Мировой финансовый кризис: головная боль олигархов или угроза каждому из нас?

Лихорадка - болезнь несмертельная

Северу нужна поддержка

Бюджет-2009: осторожное развитие

«На пиво и колбасу человек с руками всегда заработает»

Как банковский кризис может сказаться на рынке недвижимости

Поддержать малый бизнес и местных товаропроизводителей

В Сбербанке все спокойно