Атомные ледоколы «Россия» и «Вайгач» открыли сезон зимней навигации в Арктике и с сегодняшнего дня возьмут под проводку суда «Норильского никеля». «50 лет Победы» на днях вернется из рейса для проведения технологического ремонтного цикла. Так начинается нынешняя зимняя навигация для атомных богатырей - первая в составе ФГУП «Атомфлот», которому они были переданы в августе.

Впрочем, старт зимней навигации явился лишь поводом для пресс-конференции начальника предприятия Вячеслава Рукши. Главной же темой встречи с журналистами стали перспективы работы.

- Из хороших новостей могу сказать, что мы действительно, как и обещало руководство госкорпорации «Росатом», получили 400 миллионов рублей субсидий. 300 из них уже пришли и направлены на нужды ледокольного флота, еще 100 поступят в эти дни, - рассказал Вячеслав Владимирович. - Удалось рассчитаться более чем с половиной долгов предприятия, к моменту создания 28 августа их сумма составляла около 500 миллионов рублей. На 30 процентов этой весной повысили зарплату работникам «Атомфлота», рассматривается вопрос о таком же повышении следующей весной. Работа до конца года есть - на ноябрь-декабрь заключены контракты с «Норильским никелем».

Однако с этого момента тон пресс-конференции сменился. Как признался Вячеслав Рукша, поиск работы для атомных ледоколов на 2009 год - сегодня одна из самых серьезных забот руководства предприятия.

Главный заказчик - «Норникель» в следующем году ждет прихода последнего, пятого, специализированного судна ледового класса и рассчитывает, что с этого момента для проводки судов ему будет достаточно одного мелкосидящего атомного ледокола. Таким образом, прежний объем заказов «Норникеля» сократится фактически в три-четыре раза. Всего же по расчетам в следующем году работа в Арктике найдется максимум для трех ледоколов.

- Мы, бесспорно, будем искать ее на зимний период для больших ледоколов - это сегодня самая главная задача, - посетовал руководитель «Атомфлота». - И я, не скрывая, скажу, что если не удастся полностью загрузить предприятие работой, то мы вынуждены будем очень сильно сократить персонал - за полгода не менее чем на двести-триста человек. Но сокращение будет плавным, поскольку средний возраст работников, особенно в плавсоставе, достаточно высок.

Впрочем, по словам Рукши, вселяет надежду активизация газовых и нефтяных компаний на месторождениях в Печорском и Карском морях. Немало будет зависеть от решения правительства России о работе по изучению границ континентального шельфа, для чего понадобится проводка атомных ледоколов. Не сбрасываются со счетов и круизные рейсы, которые могут приносить предприятию до 20 процентов доходов. Кроме того, руководство «Атомфлота» надеется суметь консолидировать других заказчиков, нуждающихся в ледокольной проводке.

- Если не считать «Норникель», в Арктике пока очень мелкая клиентура, а подготовка одного ледокола к навигации - это не менее 80 миллионов долларов США, - отметил Вячеслав Владимирович. - Например, приходит заказчик, ему нужно всего два-три рейса ледокола, а при таких объемах у нас никак «не пляшет» экономика. Мы надеемся в ближайшее время как-то консолидировать таких заказчиков, чтобы получить более надежные объемы работ.

Фото: Федосеев Л. Г.
Екатерина КОЗЛОВА