Более 20 постановлений было принято правительством России по вопросам рыболовства и развития рыбохозяйственного комплекса только в этом году. И главным образом для того, чтобы в ближайшей перспективе обеспечить население страны качественной, безопасной и доступной рыбопродукцией.

- Последние годы более половины рыбопродукции вывозилось за рубеж прямо из районов промысла. С 1 января 2009 года с этой практикой будет покончено, - заявил первый вице-премьер Виктор Зубков на прошедшем вчера селекторном совещании, посвященном проблемам рыбной отрасли.

Главной его темой стала степень готовности всех ведомств и флотов к новому промысловому году. Принявший участие в совещании губернатор Юрий Евдокимов отметил, что предварительный анализ показывает: в первом полугодии массового поступления в Мурманск донных видов рыб не ожидается. Наиболее продуктивный промысел трески, пикши и сайки в Баренцевом море начинается обычно с летних месяцев. Однако с начала года необходимо быть готовым к приему судов со значительными объемами мойвы. Пользуясь случаем, губернатор поблагодарил первого вице-премьера и руководителя Росрыболовства, также участвовавшего в заседании, за поддержку предложений областной власти и мурманских рыбаков об отмене аукциона по продаже долей квоты на мойву.

- В ожидании рыбы, которая придет с 1 января в Мурманский рыбный порт, там проведены все необходимые работы по подготовке железнодорожных путей. 10 причалов готовы будут принять все типы судов, включая крупнотоннажные, и обработать в час до 150 тонн рыбы, - сказал Юрий Евдокимов. - Что может нас сдерживать? Прежде всего - транспортировка. В основном рыба вывозится из Мурманской области автотранспортом. Если бы железнодорожный тариф был хотя бы ненамного уменьшен, мы бы смогли эффективнее разгружать и отправлять рыбу в другие регионы России. А железнодорожники получили бы хороший доход, тем более что вагонов у нас более чем достаточно. Это было бы очень серьезное подспорье, которое помогло бы нам справиться еще с одной проблемой - недостаточным количеством холодильных емкостей. Сегодня мы обладаем емкостями на 40 тысяч тонн. Но нужно еще процентов 50 от этого объема.

Большое внимание участники совещания уделили выполнению принятого в минувшем марте 184-го постановления правительства РФ. Его лейтмотив: оформление судов и грузов в порту не должно занимать более трех часов. Хотя положения Таможенного кодекса и этого постановления все еще противоречат друг другу, в целом на территории нашего региона оно действует. Существенных нареканий со стороны рыбаков на работу контрольных органов не поступало.

- Я прошу Росрыболовство и госорганы на местах осуществлять тщательные проверки и принимать самые жесткие меры к тем, кто вовремя не пошелестит своими бумажками, - так выразился Виктор Зубков, завершая обсуждение темы своевременного оформления судов и грузов.

Юрий Евдокимов доложил первому вице-премьеру о планах, связанных с реализацией новой программы поддержки рыбопереработчиков, рассчитанной на 2009-2013 годы. На эти цели из областного бюджета будет направлено более 100 миллионов рублей, в том числе на субсидирование процентной ставки получаемых кредитов. Со второй половины 2008 года введен дополнительный вид поддержки - рубль на каждый килограмм готовой продукции.

- В связи с этим мы рассчитываем до 70-75 тысяч тонн в год увеличить объем перерабатываемой продукции в порту, - сказал губернатор. - Но есть крайне важная проблема: 70 судов, самых современных, которые могли бы ловить рыбу и приходить в порт, не могут этого делать, потому что они отремонтированы или построены за рубежом. Они не заходят в российские порты из-за необходимости уплаты таможенной пошлины и НДС (24,5 процента от стоимости судна и 23 процента от стоимости модернизации). Если бы эта проблема была решена, мы бы получили дополнительно товарной продукции на 3-4 миллиарда рублей. В условиях кризиса, согласитесь, это очень серьезно. Наше предложение - либо объявить таможенную амнистию, либо обязать судовладельцев заплатить только 5-процентную таможенную пошлину с рассрочкой на12 месяцев.

Первый вице-премьер со вниманием отнесся к предложениям губернатора и подчеркнул, что ждет от правительства области официальных писем с изложением позиций относительно привлечения железнодорожного транспорта к перевозкам рыбы и возвращения в порт отремонтированных или построенных за рубежом судов.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ