Вы когда-нибудь пробовали варенье из морской капусты с клюквой? А с морошкой или брусникой? Говорят, пальчики оближешь - до того вкусно. Ну и, уж конечно, полезно. Только вот вряд ли этот деликатес с нашей, баренцевоморской ламинарией вам удастся отведать: ее добывают очень мало. Та капуста, что лежит на прилавках Мурманска и области, прибывает к нам либо из Кореи, либо из Китая. Качество и питательность этого продукта намного ниже. Как и цена. Именно последнее обстоятельство стало основной причиной того, что судовладельцы не могут заниматься добычей «морской травы».

Почем капуста

На традиционной ежегодной встрече с рыбопромышленниками губернатор недвусмысленно указал прибрежникам на то, что они, развивая промысел трески и пикши, совершенно забыли о малорентабельных гидробионтах: ламинарии и морском огурце. Это и стало темой внеочередного совещания владельцев маломерных судов.

- Юрий Алексеевич, конечно, прав. Морская капуста - очень ценный пищевой продукт, и промышлять ее необходимо, - так начал встречу с рыбаками председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко.

Тогда почему квота на этот ресурс из года в год практически полностью не осваивается? Да потому что это экономически не выгодно.

Засилье некачественной китайской и корейской ламинарии на нашем продовольственном рынке объясняется тем, что в этих странах, как утверждают рыбаки-предприниматели, ее буквально косят, стоя по пояс в воде. А чтобы добыть нашу, надо на пароходе выйти в море, найти эту капусту - она не везде растет, - потом отвезти на берег и продать. Вот и получается: себестоимость китайской «травы», условно говоря, один рубль, а нашей - сорок. Как вы считаете, какую капусту будут покупать переработчик и торговая сеть? Конечно, ту, что дешевле. Вывод напрашивается сам собой: надо снижать затратность добычи и доставки этого ценного, но непопулярного у рыбаков ресурса. Каким образом? Прежде всего, сократить расстояние от места промысла до точки выгрузки. Ведь главная составляющая в цене любого товара - расход топлива, стоимость которого, несмотря на мировые тенденции к снижению, в нашей стране неуклонно растет.

- На встрече с губернатором я обозначил необходимость расширения перечня мест доставки водных биоресурсов прибрежного рыболовства на территории Мурманской области, - продолжил Анатолий Евенко. - В трех километрах от Полярного в поселке Горячие Ручьи скоро год, как один из наших предпринимателей мучается с бизнесом по обслуживанию маломерных судов.

Законом по здравому смыслу

В начале 2003 года генеральный директор ООО «ТехноСервис» Юрий Тимохин с одобрения местных властей отремонтировал и модернизировал причал, создав все условия для выгрузки и обслуживания судов. Мало того, он, если можно так выразиться, взял шефство над пограничниками: установил и оборудовал вагончик, провел туда электричество, связь. И поскольку тарифы «ТехноСервиса» на услуги были ниже, чем на других базах побережья, причал в Горячих Ручьях ожил. Там базировались суда индивидуальных предпринимателей, рыболовецкого колхоза «Стремление», ООО «Золотая Рыбка», ООО «СМэШ» и других. Но в феврале этого года все власти Полярного - и гражданские, и военные - заявили, что в подписанных договоренностях не были учтены кое-какие моменты, а посему в соответствии с законодательством они признаются недействительными. И началось планомерное выживание «ТехноСервиса» из Горячих Ручьев. С мнением властей ЗАТО согласен и территориальный орган Росрыболовства.

- Существует постановление областного правительства, которым утвержден перечень мест доставки водных биоресурсов прибрежного рыболовства на территории Мурманской области, - ответил на претензию прибрежников, высказанную на встрече с губернатором, руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления госкомитета РФ по рыболовству Валентин Балашов. - Вот и разгружайтесь там, где положено, а не у каждого камня.

Что ж, вполне резонное требование. Но постановление было принято в 2005 году, когда на побережье все кому не лень занимались незаконным ловом краба. Чтобы пресечь воровство и были определены места доставки, порядок оформления, учета и контроля прибрежных водных биоресурсов. Сейчас, благодаря усилиям пограничников, проблема браконьерства снята. И, по мнению рыбодобытчиков, пришла пора пересмотреть или дополнить законодательство в этой части.

- Губернатор не раз подчеркивал, что необходимо организовать доставку охлажденной рыбы в населенные пункты области, - напомнил судовладелец Петр Круглов. - Получается, что в Полярном люди не хотят свежей рыбы? Кроме того, там можно было бы организовать и переработку сырья, в том числе ламинарии и огурца, что снизило бы уровень безработицы. Я считаю, что пункт разгрузки в Горячих Ручьях необходим рыбакам, и был очень разочарован тем, как к этому отнеслись власти ЗАТО. Получается, что полезное, очень нужное для прибрежного флота начинание уничтожается на совершенно законных основаниях. Значит, закон требует корректировки.

Вряд ли кто-то станет оспаривать тот факт, что именно творческое отношение к законодательству, желание привести его в соответствие с требованиями времени и ситуации способствуют сегодня возрождению рыбной отрасли и в стране, и в регионе. К примеру, еще совсем недавно мы и помыслить не могли о том, что свежая рыба снова попадет на наш стол.

Основной аргумент противников расширения перечня мест доставки - это нужно только одному человеку: хозяину «ТехноСервиса».

Кому плохо, когда всем хорошо

- Но это же не так! - возмущается предприниматель Круглов. - Первым пароходом, пришедшим в Горячие Ручьи, был мой. Это действительно удобное и выгодное, с точки зрения экономики, место. Расстояние до традиционных районов промысла минимальное, а значит, и затраты на переходы меньше. Тут еще прадеды наши добывали, потому что на выходе из залива наибольшие глубины, а где глубина, там рыба крупнее. С точки зрения безопасности, тоже удобно: есть где спрятаться от непогоды. К тому же на удаленном побережье на востоке никого нет. Случись что, зови - не дозовешься. А здесь и пограничные корабли, и корабли военно-морского флота, и даже ГИМСовские катера бегают (ГИМС - Государственная инспекция по маломерным судам. - О. Д.). С точки зрения контроля, в том числе и ветеринарного, тоже все в полном порядке. Были даже видеокамеры установлены, которые фиксировали, когда пароход пришел, сколько рыбы выгрузил. Номера машин можно было прочитать.

- Пока Тимохин не взялся за этот причал, там царили бардак и запустение, - подхватил эстафету Николай Калинихин. - Никому эти Ручьи были не нужны. Но как только туда стали приходить суда, кому-то это стало мешать. У нас вся территория побережья - погранзона. Значит, вообще никуда нельзя ходить? Такое впечатление, что наши военные - это государство в государстве. Они почему-то забывают, что зарплата, которую они получают, заработана нами, гражданскими.

Коллег по рыбацкому цеху поддержал член правления Ассоциации прибрежных предприятий Павел Виноградов. Он заявил, что это действительно очень серьезная проблема. И касается она не только рыбаков, но и вообще всех производственных структур.

- Мои предприятия находятся в ЗАТО. И представьте, нередко бывало, что военные не давали мне возможности туда попасть. Я плачу в бюджет этого ЗАТО деньги, а мне говорят: тебе там нечего делать! - развел руками Павел Васильевич.

Заместитель руководителя комитета рыбной промышленности Мурманской области Олег Онискевич, присутствовавший на этой встрече, был согласен с рыбаками в том, что касается «интересной», как он выразился, позиции властей ЗАТО:

- Возьмем поселок Лиинахамари. Из 15 тысяч жителей осталась одна. Убитый жилфонд. И там тоже сложная ситуация с причалом. Он находится в муниципальном ведении, но о том, чтобы причал работал, колотится почему-то только комитет рыбной промышленности.

Упомянули предприниматели и поселок Гранитный, который после ухода оттуда военных «имел такой вид, как будто его разбомбили». Тоже отличное место для доставки, но и туда никого не пускают.

А ведь добыча «живопырок», как называют рыбаки маленькие рыболовные суда, самая ценная. Утром ставят ярус, вечером его выбирают - и через четыре часа улов уже доставлен. Это суточная рыба, которая приходит к покупателю, еще даже не успев потерять своего цвета. Рыбопереработчики относят такое сырье к «премиум-классу», из него делают деликатесы. Поэтому всем этим причалам - в Горячих Ручьях, Ура-Губе, Териберке - цены нет. Они нужны как воздух. Кстати, в Норвегии суточная рыба стоит гораздо дороже охлажденной.

- Когда мы только начинали заниматься прибрежным ловом, нас никто не трогал, - вспоминает Николай Калинихин. - Тогда все «малыши» (маломерные суда. - О. Д.) вместе взятые в сутки привозили на завод Териберки по 12-15 тонн свежего сырья в день. А сегодня сколько нас осталось в этом поселке? «Ростислав» да «Ладога». Остальных задушили. Завод стоит на берегу, как говорится, у самого синего моря, прямо у причала. Что может быть удобнее? Но сегодня туда ни одного рыбьего хвоста не привозят. А у причала пара-тройка пароходиков, которые - стоят они или нет - вынуждены платить за квартал вперед. Это безобразие. На мой взгляд, функционирование причалов должно регулироваться региональными властями, независимо от формы собственности. Ведь от этого зависит развитие местной рыбной промышленности.

Твой ход, власть!

Председатель правления Ассоциации прибрежников ответил рыбакам, что обращался к губернатору с просьбой о помощи. Юрий Евдокимов поддержал рыбопромышленников и поручил областному комитету рыбного хозяйства разобраться в ситуации и принять необходимые меры к ее разрешению. Олег Онискевич признал, что положение действительно непростое. Власти ЗАТО действуют на основании закона. И поэтому решать проблему Горячих Ручьев придется поэтапно, начиная с внесения изменений в постановление правительства области и заканчивая согласованиями с командованием Северного флота. Чем и займутся прибрежники в ближайшее время. И когда вопрос о местах доставки сдвинется с мертвой точки, можно будет взяться, по мнению рыбаков, и за ламинарию, и за морские огурцы.

Фото: Тимохин Юрий
Причал в Горячих Ручьях. ...а так он выглядел совсем недавно.
Фото: Тимохин Юрий
Причал в Горячих Ручьях. ...а так он выглядел совсем недавно.
Фото: Тимохин Юрий
Причал в Горячих Ручьях. ...а так он выглядел совсем недавно.
Фото: Тимохин Юрий
Причал в Горячих Ручьях до 2003 года...
Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ