В почтовых ящиках мурманчан недавно появился очередной выпуск бесплатной газеты «Вечерка на дом». На ее развороте красуется щедро снабженная наглядными пособиями в виде графиков и квитанций статья под названием «Тепло в доме и на душе».

Первый же взгляд на врезку, напечатанную очень крупным шрифтом, вызвал недоумение. Там сообщалось, что мэрия Мурманска приняла решение вернуть жителям областного центра деньги, которые они переплатили за отопление. Короче, сделать перерасчет. Сразу возникли вопросы. Прежде всего, непонятно, при чем тут мэрия. Мы за тепло платим вовсе не ей. Как же она может вернуть наши деньги? К тому же городской администрации нет необходимости принимать такое решение. Еще в 2006 году это сделали федеральные власти, обязав тех, кто предоставляет жителям коммунальные услуги, каждый год производить перерасчет потребителям. И не стоило бы, но приходится

Как выяснилось, недоумение возникло не только у меня. Многие мурманчане обратились с вопросами, касающимися затронутых в статье тем, в правительство области и в комитет по тарифному регулированию. Именно поэтому на прошлой неделе руководитель последнего Анатолий Виноградчий провел брифинг для представителей СМИ, чтобы внести ясность и указать, как он выразился, на неточности и ошибки, допущенные в статье.

Кто-то из тележурналистов усомнился в том, что стоит серьезно воспринимать и реагировать на подобные материалы, которые носят явно выраженный предвыборный характер.

- Возможно, реагировать и не стоило бы, - ответила заведующая нормативно-правовым сектором комитета Елена Войсковых. - Но эта газета печатается очень большим тиражом и разбрасывается по почтовым ящикам. Кроме того, статью цитировали по телевидению и вообще преподносят информацию в ней как истину в последней инстанции. А информация эта не соответствует действительности.

Слышал звон - откуда ж он?

«Ошибок и неточностей» в самом деле оказалось много. Для начала Анатолий Виноградчий обратил внимание журналистов на приведенные в статье графики, которые, вероятно, призваны были демонстрировать, как берегут деньги мурманчан городские власти, якобы сдерживая рост тарифов, и как область при этом «обдирает» собственных граждан, постоянно эти тарифы увеличивая. Естественно, главная обличающая роль была отведена плате за отопление - как правило, самой солидной цифре в наших квитанциях.

- Взять график динамики роста стоимости отопления с единицей измерения «руб./куб.м» с указанием: «Тарифы утверждаются областным комитетом по тарифному регулированию». Так вот, в полномочия нашего комитета не входит утверждение тарифа на коммунальную услугу «отопление». Такого тарифа вообще не существует. Мы устанавливаем тарифы на коммунальные ресурсы. В том числе и на тепловую энергию. Последние исчисляются в рублях за гигакалорию. А «рубль за кубический метр» - это единица измерения тарифа на горячую воду. И он как раз должен устанавливаться городской администрацией - там, где используются системы централизованного горячего водоснабжения.

Тут надо пояснить, что коммунальные ресурсы и услуги - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. К полномочиям областных властей относится утверждение для ресурсоснабжающих организаций тарифов на коммунальные ресурсы - электричество, тепловую энергию и бытовой газ. Население же является потребителем коммунальных услуг. Это горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение, газоснабжение и отопление. Иными словами, пока тепло идет по трубам - это ресурс. А когда оно поступило в дом и обогревает его - это уже услуга. Улавливаете разницу?

Фигура умолчания

Так вот, установление нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе и отопления) входит в обязанности муниципальных органов власти. А услуги жильцам предоставляют исполнители - управляющие организации, то есть ТСЖ, ЖСК и управляющие компании. Плата же за коммунальную услугу складывается из двух составляющих - тарифа на тепловую энергию, который устанавливается областным комитетом, и в домах, где нет коллективного прибора учета (а таковых у нас подавляющее большинство), из норматива, который устанавливает город. Рассчитывается она по формулам, приведенным в постановлении федерального правительства № 307.

Все это, конечно, непросто «с разбегу» уяснить даже журналисту, у которого есть возможность задавать уточняющие вопросы. Но важно подчеркнуть вот что: душераздирающий график «Динамика роста стоимости отопления», опубликованный газетой, не только безграмотен. Он еще и откровенно лжив.

Под столбиками, символизирующими рост, черным по белому написано: «Тарифы утверждает комитет по тарифному регулированию Мурманской области». Точка. Хотя, как стало ясно на брифинге, должна быть запятая, а далее: «Нормативы потребления устанавливает администрация г. Мурманска». Как уже говорилось, именно от обеих этих составляющих, пропущенных через жернова формул, и зависит конечная цифра платы за отопление, которая стоит в получаемых нами квитках.

Но «Вечерка на дом», выпущенная 110-тысячным тиражом, о вкладе мэрии в эту цифру элегантно умолчала. Почему, догадаться нетрудно. Как иначе внушить людям, что горадминистрация из последних сил стоит на страже их интересов? Как иначе убедить, что житейские проблемы, которые все мы испытываем, - это недобрая воля областных властей? Никак. А, видимо, очень хочется… Выборы же на носу!

Сколько стоит мазут

«А какая цена мазута «забита» энергетиками в наш коммунальный тариф? По словам председателя областного комитета по тарифному регулированию Анатолия Виноградчего - 10,5 тысячи рублей за тонну, с учетом платы за доставку и НДС. Но это в несколько раз больше реальной стоимости!»

Приведя эту цитату из упомянутой статьи, Виноградчий пожал плечами:

- Я такого не мог сказать. Хотя бы потому, что у каждого предприятия в тариф заложена своя стоимость мазута! Для Мурманской ТЭЦ на 2009 год она составила 6923 рубля, для ТЭКОСа - 6130 рублей, для рыбного порта - 7247 рублей.

Он объяснил журналистам, что приведенные цифры заложены на все время действия тарифа, то есть на весь год. При этом никому не известно, какой будет реальная средняя цена мазута. В декабре 2008-го она составляла 4071 рубль, 30 января нынешнего года уже 6481, а 9 февраля - 7700 рублей. КГМК, Ковдорский ГОК, ОАО «Апатит», Мурманская ТЭЦ успели воспользоваться декабрьским падением цен. А у коммунальных предприятий нет достаточных емкостей, чтобы запастись большим количеством топочного мазута. Да и денег для этого нет.

Вилами по воде… и по газу

С приведенными в статье сведениями о водоснабжении мурманчан, считает Анатолий Степанович, тоже все неладно.

Напомню: еще один красноречивый график показывает динамику изменения тарифов на воду. Сначала их утверждало правительство области, в 2007-м эта обязанность перешла к муниципалитетам. Ну и, естественно, в первый период цифры одна другой выше, а затем идет резкое снижение. Как говорится, кто б сомневался…

Однако, оказывается, основания для сомнений все-таки имеются.

Как считает председатель комитета, приводя такие данные, следует учитывать моменты государственного регулирования и экономической обоснованности тарифов. Но главное, сами цифры неверны. «Областные» - выше, чем на самом деле, «городские» - пониже. Например, в 2006 году на самом деле рост тарифов составил не 24,8 процента, а 12,05, в 2007-м же не 8 процентов, а 9,7.

Самое же интересное вновь оказалось «за бортом» публикации.

- То, что в нынешнем году тариф увеличился на 21,2 процента, автор статьи указать «почему-то» забыл. Возможно, потому, что столь резкое увеличение выбилось бы из ряда общих «заслуг» городской администрации?

И знаете, пожалуй, трудно оспорить это предположение Виноградчего. Ведь самое важное для горожан не то, что было вчера, а то, что есть сейчас, не так ли? Как же можно об этом-то промолчать?.. Впрочем, если у кого-то есть иные версии «забывчивости» муниципального издания, было бы интересно их выслушать.

Совсем особая тема - газ. Здесь регулирование осуществляется с помощью установления экономически обоснованных розничных цен. Дело в том, что газ мы привозим из Тюмени, Пермской области и других регионов. Растут оптовые цены - само собой, увеличиваются и розничные, а значит, и тариф. Это происходит практически «автоматом». Областные власти никак не могут повлиять на эту ситуацию. К примеру, с 1 января 2003 года по 1 октября 2006-го оптовая цена на газ, утвержденная федеральным центром, выросла на 200 процентов. Но об этом городское издание опять-таки молчок. Зато во весь голос, крупным шрифтом: «Тарифы утверждает правительство Мурманской области»…

Денежки перерасчет любят

Конечно, на брифинге не осталась без внимания и тема перерасчета. Именно она, судя по заголовку, должна была вызвать в душах мурманчан теплые чувства. Обо всех судить не могу, а лично я восприняла прочитанное как попытку манипулировать сознанием людей при помощи вывернутой наизнанку информации. Теплее от этого на душе, естественно, не стало.

- В качестве иллюстрации щедрости городских властей в статье приведены две квитанции, - продолжил Анатолий Виноградчий. - Одна за февраль 2008 года, вторая - еще не полученная - за февраль 2009-го. В первой квитанции тариф на тепловую энергию указан в размере 1349,6 рубля за гигакалорию с НДС, на подогрев - 1350,6. Должен официально заявить, что таких тарифов мы не утверждали. В этом можно убедиться, ознакомившись с официально опубликованными решениями комитета.

Февральская квитанция нынешнего года, образец которой опубликован в газете, обещает некоему владельцу приватизированной квартиры подарок в размере 600 рублей - перерасчет за отопление. Автор статьи не в силах сдержать восторга: «Принятое мэрией решение о перерасчете за тепло заметно смягчит скачок коммунальных тарифов».

Реальные цифры, естественно, у всех будут разными. И для кого-то заметными, для кого-то не очень - зависит от доходов семьи. Хотя подарки получать, конечно, всегда приятно.

Вот только подарок ли это? Поговорим о сути дела.

Так кому сказать спасибо?

Что же такое перерасчет и почему нельзя сразу взимать с населения столько, сколько нужно? На этот вопрос ответила начальник отдела экономического анализа областного министерства территориального развития, строительства и ЖКХ Марина Кравченко, тоже принимавшая участие в брифинге.

- Перерасчет - это предусмотренная законом корректировка финансовых расчетов между управляющей организацией и ресурсоснабжающей. Договор-то между ними должен заключаться. И если с населения в течение года взималось больше, чем было потрачено для обогрева квартир, значит, людям должны вернуть деньги. Но никакого отношения к снижению тарифов и каким бы то ни было решениям городской администрации эти расчеты не имеют. В отношении отопления перерасчет должен производиться ежегодно. А вот корректировку платы за электроэнергию, холодную и горячую воду обязаны делать поквартально, если иное не предусмотрено договором. А теперь припомните, вы когда-нибудь слышали о том, чтобы такая корректировка проводилась? Нет. А по закону должна.

Разъяснила Марина Кравченко и еще один важный момент, касающийся перерасчета. Оказывается, по итогам 2007 года деньги жильцам вернули отнюдь не только в Мурманске, как утверждает «Вечерка на дом», но и в Коле, Кировске, Мурмашах, Ревде. А вот население Апатитов, Кандалакши и Умбы перерасчет не порадовал, ибо оказался не в пользу жильцов. От чего это зависит? От длительности отопительного периода, состояния инженерных сетей, правильности установления и применения для многоквартирного дома норматива потребления коммунальных услуг. Так что автор обсуждавшейся на брифинге статьи совершенно справедливо благодарит за февральский перерасчет мягкую зиму 2008 года.

А вот когда он тут же пишет о «перерасчетном подарке городских властей», то наводит тень на плетень. Нет никакого подарка - есть обязанность. Обязанность привести предварительные расчеты в соответствие с реальными обстоятельствами. И лежит она не на городских властях, а на управляющих организациях.

Так что спасибо январю, спасибо февралю, декабрю… Мэрия же тут ни сном, ни духом.

В сухом остатке - репутация

- «Вечерка на дом» называет себя газетой для тех, кто хочет быть в курсе. Но выходит, что сама газета оказалась совершенно не в курсе того, о чем рассуждает, - сделал на брифинге вывод Анатолий Виноградчий. - Вопрос в том, зачем понадобилось газете порочить деловую репутацию правительства Мурманской области и комитета по тарифному регулированию как регионального органа исполнительной власти? Зачем понадобилось противопоставлять их «неудовлетворительную работу» неустанной и непрерывной деятельности городской администрации по защите интересов жителей Мурманска? И с какой целью были введены в заблуждение мурманчане как потребители коммунальных услуг?

С какой целью - ответ напрашивается сам собой. Однако хочется напомнить: жизнь не ограничивается одними выборами. Она будет продолжаться и дальше. А вот написанное, напечатанное останется навсегда - как известно, даже топором не вырубишь.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ