Вопрос повышения эффективности расходов государственной власти актуален всегда, но в условиях кризиса становится первоочередным. Необходимость создания специализированного органа по размещению госзаказов в нашем регионе рассматривалась давно, но сформирован он буквально только что. Корреспондент «Мурманского вестника» побеседовал с начальником управления государственного заказа Мурманской области Юрием Стебловским. И первый вопрос Юрию Валентиновичу - система тендеров на госзакупки существует уже давно, но разве бюджетные организации не справляются с этим сами? Какова причина создания управления госзаказа?

- В сфере размещения госзаказов есть ряд проблем, противостоять которым отдельно взятому заказчику достаточно сложно. Скажем, действия недобросовестных поставщиков, когда потенциальные поставщики вступают в сговор. Иногда до 70 процентов аукционов признаются несостоявшимися - приходит лишь один участник. Существует и такая проблема - если начальная максимальная цена устанавливается ниже рыночной, конкурс признается несостоявшимся - никто не подает заявки. Если она выше рыночной - есть риск, что закупка будет размещена неэффективно. Так или иначе вопрос с созданием специализированного органа связан с необходимостью повышения эффективности госзакупок, обеспечением прозрачности закупочных процедур.

- В чем отличие прежнего порядка госзакупок от того, который установлен с созданием вашего управления?

- Теперь процедуры размещения госзаказа будет осуществлять специальный уполномоченный орган, который не располагает деньгами и заинтересован только в наиболее взвешенном и законном выборе поставщика.

- Получается, вы не торговый посредник, а государственный контролер за сделками в сфере госзакупок?

- Точнее, контролер за процессом выбора поставщика - мы не заинтересованы, кто из них получит контракт, ведь деньги находятся у самих заказчиков, которые направляют нам заявку. Мы независимо от них и от поставщиков проводим конкурсные процедуры. Контракт заключается с тем, кто победил.

- Предположим, администрация Варзуги решила поменять стулья у себя в кабинетах и должна действовать через вас?

- Нет, речь идет только о региональных органах. В реестре государственных заказчиков Мурманской области сейчас 266 бюджетных организаций. Закупки размещаются несколькими способами. Заказ у единственного поставщика - на сумму до 100 тысяч рублей. Способом запроса котировок - от 100 до 500 тысяч. На торгах (аукцион или конкурс) - свыше 500 тысяч рублей. Мелкие сделки заказчики продолжат размещать самостоятельно. Наша компетенция - именно торги, то есть выбор поставщиков по крупным сделкам. В перспективе управление будет размещать заказ и по более мелким сделкам, включая котировки. Мы изучаем опыт других регионов. Например, в Калининграде размещение некоторых заказов муниципальных образований производится региональными органами. Может быть, целесообразно будет рассмотреть возможность размещения у нас заказов для небольших поселков - таких, например, как Туманный, Териберка, Варзуга.

- То есть не только мелких, но и отдаленных, из которых затруднена сама физическая возможность приехать в Мурманск.

- И туда на аукцион приехать непросто. Кроме того, 94-й федеральный закон достаточно объемен и сложен, за его нарушение предусмотрены существенные санкции, а в «отдаленке» специалистов не хватает. Вот и можно заключать соглашения о передаче таких полномочий на региональный уровень. Но я полагаю, что это пока перспектива. Управление только приступило к работе. На прошлой неделе мы объявили свой первый конкурс. Уже поступил ряд последующих заявок на размещение заказов.

- Сидеть и скучать без работы вам явно не придется. А какой у вас штат и какова квалификация сотрудников?

- Все сотрудники управления госзаказа приняты на работу по конкурсу, с хорошей базовой подготовкой. К сожалению, их всего 7 человек. В других регионах численность в таких органах в разы больше. Это называется «кризис», приходится экономить. Конечно, на первом этапе придется сложно. Но за это время мы уже успели съездить к коллегам в Вологду, в областной комитет госзаказа, который действует там уже около 3 лет. Очень полезная была поездка. Налажены контакты с руководителями аналогичных органов в Ленинградской области, Санкт-Петербурге, Калининградской области, которые начали эту работу раньше нас.

- А как ваша нынешняя работа перекликается с прежней, антикоррупционной?

- Мне довелось работать под непосредственным руководством бывшего заместителя губернатора Сергея Субботина, ныне избранного мэра города Мурманска. Принимал непосредственное участие в работе Совета по противодействию коррупции, в создании системы противодействия коррупции в региональных органах. Деятельность же управления непосредственно смыкается с работой по снижению коррупционных рисков. Поэтому работа управления будет максимально прозрачной. Думаю, в ближайшее время разместим на портале правительства Мурманской области свой сайт. В качестве антикоррупционной меры предполагаем установление видеонаблюдения на рабочих местах сотрудников, а в начале следующего года планируем внедрить систему онлайновой трансляции в Интернете всех без исключения конкурсов и аукционов. То есть руководитель компании, находящийся в Москве, или, скажем, Новосибирске, сможет через Интернет смотреть в реальном режиме времени, как проводятся торги.

- И в Мурманск не надо ехать, чтобы участвовать?

- Нет, представителю все же нужно присутствовать. Просто руководитель направит сюда клерка либо наймет местного представителя, а сам будет контролировать его деятельность у компьютера.

- И по мобильному телефону оперативно давать ему указания?

- Конечно, но не мешая работе других участников торгов. Имеется другая процедура - электронные торги. В этом случае и приезжать не надо будет. Сама процедура размещения заказа, установленная законом, уже включает в себя ряд антикоррупционных составляющих. Например, право присутствовать на заседаниях конкурсных и аукционных комиссий, вести аудио- и видеозапись этих заседаний, обжаловать действия как в административном, так и в судебном порядке. Мы заинтересованы в развитии конкуренции, и один из основных способов этого - свободный доступ к информации о размещении госзаказов. В перспективе в качестве поддержки - проведение специализированных процедур только для малого бизнеса. Крупные фирмы в них не смогут участвовать.

- Поможет ли создание и деятельность вашего управления всем нам забыть столь «популярное» среди чиновников слово «откат»?

- Очень надеюсь на это. Сама система, когда чиновник, у которого в распоряжении находятся деньги, не принимает решение, с кем заключить контракт, - это решение будет принимать независимая и незаинтересованная комиссия - существенно снижает коррупционные риски. Но принципиально, конечно же, все дело в людях.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ