- К мойвенной путине мы подготовились безобразно. Вроде все были согласны с тем, что нужно привозить на берег охлажденку. Но при этом население области охлажденной мойвой кормили норвежцы.

Столь категоричное замечание прозвучало из уст председателя областного комитета рыбной промышленности Вадима Соколова на прошедшем в минувшую пятницу отчетно-выборном собрании Союза рыбопромышленников Севера.

Его критика вполне обоснованна, а беспокойство понятно: в будущем году мойвенная квота России будет составлять уже не 150, а 250 тысяч тонн. Увеличится, естественно, и доля мурманских промысловиков. В этом году мы не смогли взять 90 тысяч тонн. Как сможем управиться с большим объемом? И что, снова практически вся «народная рыба», выловленная нашими рыбаками, уйдет на заморозку, как в этом году?

- Мы постоянно требуем повысить таможенные пошлины на импортную рыбу, - продолжал тему Вадим Соколов. - Если это произойдет, население области попросту останется без свежей мойвы… Да, конечно, не всегда принятые на федеральном уровне решения нас устраивают. Например, закон о незаходных судах половинчатый, проблема до конца не решена, - перевел он разговор в несколько иную плоскость. - Мы добиваемся амнистии всех судов, построенных и модернизированных за рубежом. Но для того чтобы перечислить амнистированные суда, доставляющие рыбу в Мурманск, хватит пальцев на одной руке. А где все остальные? Что мы можем предъявить в качестве доводов, чтобы нам пошли навстречу и дальше?

Но в целом руководитель рыбного комитета признал работу предприятий Союза весьма эффективной и определил очередной и наиважнейшей задачей, которую предстоит им решать, обновление флота.

Мурманская область на Северо-Западе занимает первое место по вылову. Треть его приходится на предприятия Союза рыбопромышленников. При этом большая часть рыбы поставляется в Россию.

- Сегодня на международном рынке сложилась такая ситуация, что почти вся сельдь, скумбрия, путассу, мойва, пикша, сайка, зубатка, сайда, палтус в этом году даже без всякого административного давления будут поставлены в Россию, - сообщил собравшимся генеральный директор Союза Василий Никитин. - Этого достаточно, чтобы обеспечить загрузку отечественных рыбоперерабатывающих предприятий.

Правда, положение на рынке розничной продажи совсем не радует рыбаков. За последний год из-за мирового кризиса цены на рыбопродукцию, приобретаемую у судовладельцев, - прежде всего на треску и пикшу - упали на мировом рынке более чем в два раза, а цены в супермаркетах выросли. Похожее положение и у нас. Сейчас в Европе место трески и пикши занимает более дешевая продукция из азиатских стран.

В составе Союза 59 предприятий, в том числе 43 рыбодобывающих, на которых работает более 5 тысяч человек. За 2008 год они добыли почти 150 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. Рыбоперерабатывающие предприятия Союза выпустили 131200 тонн продукции. Больше семидесяти процентов этого объема отправилось к российским потребителям.

Но это сегодня. В очень скором времени может так случиться, что рыбакам будет попросту не на чем выйти в море. Предприятиям, входящим в Союз рыбопромышленников Севера, принадлежит 80 промысловых и транспортных судов. 14 процентов из них имеют срок эксплуатации более 15 лет, 21 процент - от 20 до 25 лет, 35 процентов - свыше 25 лет и 20 процентов - свыше 30 лет. Только 10 рыболовных судов прошли модернизацию или переоборудование. Получается, что через 5 лет больше половины перешагнут 30-летний рубеж. Многие судовладельцы доведут промысел до конца срока наделения долями, а затем продадут свои компании. Поэтому руководство Союза считает, что в течение 2009 года необходимо провести ревизию состава флота и разработать программу обеспечения промысла мощностями до 2018 года и на последующий период.

- Полагаю, что до конца 2009 года Союз рыбопромышленников Севера будет иметь свою программу обеспечения судами промысла на ближайшие 10 лет и более. Федеральное агентство по рыболовству уже несколько раз обращалось к предприятиям Союза рыбопромышленников Севера с предложением о включении в программу государственной поддержки проектов модернизации флота и строительства новых судов, - сказал Никитин. - Сейчас эти вопросы прорабатывают компании «Робинзон», «Андромеда», «Карельские морепродукты». От других предложений пока не поступало. А ведь показатели эффективности работы судов будут учитываться при наделении предприятий долями, квотами на вылов водных биоресурсов.

Возможно, в скором времени Союз рыбопромышленников Севера ожидают перемены. На его базе предполагается создать саморегулируемую организацию, которая сможет более эффективно влиять на промысловую деятельность компаний, входящих в ее состав. Как правило, в ведение таких организаций передается часть управленческих функций федеральных и местных органов власти. Например, подготовка приказов на распределение квот, выдача разрешений на ведение промысла, участие в создании механизма перераспределения квот внутри региона и другие вопросы, которые требуют оперативного рассмотрения и знания ситуации на местах. Название этой организации, считает Василий Никитин, напрашивается само собой - «Севрыба».

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ