Перевозка одного пассажира по Мурманску обходится «Автоколонне 1118» в 13 рублей 48 копеек, а горожане получают талончик на проезд всего за 12 рублей. Выбор между невостребованностью транспорта и рентабельностью не вызывает у руководства предприятия долгих раздумий: чашу весов перешивает слово «социальная значимость». Специально для столь важных маршрутов предусмотрено возмещение убытков из городского бюджета от нерентабельных перевозок. Однако в Мурманске эта система на практике не работает: деньги, выделяемые из муниципальной казны, покрывают лишь малую часть убытков. «Автоколонна» на грани банкротства.

Убытки

- В прошлом году на эти цели нам было запланировано 10 миллионов рублей, - рассказывает генеральный директор ОАО «Автоколонна 1118» Юрий Леонов. - Только вот реально предприятие за год понесло убытков на 40 миллионов рублей. После просьб и долгого хождения по кабинетам чиновников городской администрации нам перечислили еще 10 миллионов. В итоге все равно 20 миллионов рублей остались ямой на пути «Автоколонны».

Новый год не принес позитивных изменений. Еще в ноябре прошлого года специалисты «Автоколонны» предоставили в администрацию Мурманска документы, где четко аргументировали, что в 2009 году предприятие прогнозирует убытки в размере 45 миллионов рублей.

- Но нам опять предписали мизер: лишь 12,5 миллиона! И никто не может объяснить, почему именно эта сумма заложена в бюджет, - продолжает директор. - Все привыкли, что автобусы возят пассажиров, а ведь это не аксиома: мы не можем работать без денег…

За четыре месяца этого года «Автоколонна» «наездила» убытков уже на 7,5 миллиона рублей. Оставшиеся 5 миллионов удастся растянуть максимум до конца лета. Потом деньги закончатся. И опять начнется «хождение по мукам»…

- Складывается ощущение, что чиновники просто не понимают состояние предприятия, - говорит Юрий Алексеевич. - А нам что остается делать? Ведь мы должны платить зарплату и ежедневно выпускать автобусы на городские маршруты…

Бьют по людям

Убытки и постоянная нехватка денежных средств - это не просто теоретические рассуждения экономистов. Все это в первую очередь бьет по людям.

На предприятии трудится почти тысяча мурманчан. При этом невозмещенные убытки не позволяют повышать им зарплату. Да что там повышать - каждый раз руководство голову ломает, из каких средств выплатить то, что люди заработали своим трудом.

На прошлой неделе «Автоколонна» получила кредит и выдала сотрудникам зарплату за май. С задержкой на неделю. Это только первый «звоночек», говорят специалисты, дальше будет хуже. Руководство признается, что с выдачей следующей зарплаты снова будут проблемы.

- Естественно, наши сотрудники сравнивают свои доходы с доходами работников троллейбусного парка. И что они видят? За точно такую же работу, к примеру, кондукторы получают у нас меньше, - комментирует заместитель генерального директора ОАО «Автоколонна 1118» Сергей Масленников. - Как объяснить людям, почему они должны работать за меньшие деньги, почему на предприятии свернуты все социальные программы? Я не умею…

«Автоколонна» хронически испытывает кадровый дефицит. Более того, квалифицированные специалисты уходят на более оплачиваемую работу.

У критической черты

Предприятие дошло до критической черты. Кредитов «Автоколонне» уже практически не дают. Да и невозможно жить на одних кредитах.

Долг только за топливо вырос до 12 миллионов рублей! Что там говорить: и сейчас солярка приобретается частично в долг. Однако на этот год «троллейбусникам» компенсируют из городского бюджета 9 миллионов рублей, а «Автоколонне» всего на 3,5 миллиона больше. И это несмотря на то, что топливо дороже электричества и маршрутов у автопарка в разы больше.

Из-за нехватки средств обостряется и другая проблема: 70 процентов автобусного парка старше 5 лет. Деньги, которые нужно вкладывать в ремонт машин, растут пропорционально «возрасту» автобусов, а выкраивать средства удается только на самое необходимое. Об обновлении парка вообще приходится только мечтать. Значит, мурманчане снова будут недовольны тем, что видят, заходя в автобус.

- В итоге мы можем прийти к «питерскому» варианту, когда по городу работают «маршрутки», то есть коммерческие рейсы, а большие автобусы ездят раз в час, забирают «льготников», - рассуждает генеральный директор. - Кто от этого пострадает? Горожане. И в первую очередь пенсионеры, школьники, студенты - те, кто сейчас ездит по льготным проездным. А сколько будет тратить обычный мурманчанин, если не сможет пользоваться проездными билетами? Вот, кстати, новость очередная: проезд в маршрутном такси, скорее всего, будет стоить 17 рублей. Посчитайте…

Смогут?

С февраля этого года в комитете по тарифному регулированию Мурманской области лежат документы от предприятия с просьбой об увеличение стоимости перевозок. Решение пока не принято. Впрочем, даже подняв цену на проезд, проблему не решить.

Единственный путь - получать адекватную компенсацию за свою работу. А это, в первую очередь, вопрос к администрации города Мурманска. Сейчас размер средств, которые «Автоколонна» получает как возмещение убытков, берется, что называется, «из головы». Никакого экономического расчета под ним не заложено.

А значит, от тысячи мурманчан, работающих на предприятии, можно «откупиться» любой суммой. Дальше пусть живут как знают. Или как смогут.

В регионе пока не существует законодательной базы, четко описывающей систему возмещения убытков за перевозку пассажиров на социально значимых внутригородских маршрутах. На муниципальном уровне вообще отсутствует такое понятие, как социально значимый маршрут.

Первым шагом на пути решения проблемы стал законопроект «Об организации транспортного обслуживания на территории Мурманской области». На него «автобусники» возлагают особые надежды. И депутаты областной думы их понимают: в конце мая они приняли законопроект в первом чтении.

Почему он так важен? Закон будет регламентировать деятельность всех перевозчиков региона. В документе в том числе вводится понятие «социально значимый маршрут» и определен порядок формирования размеров денежных средств для предоставления субсидий перевозчикам, работающим на этих маршрутах. А это непосредственно касается источника проблем «Автоколонны».

- Кроме того, мы надеемся, что администрация города все-таки прислушается к нам и будет выделять деньги, исходя из реальной необходимости, - говорит генеральный директор ОАО «Автоколонна 1118» Юрий Леонов. - У нас нет подобных проблем с областным правительством. Там есть механизм проверки нашей финансовой документации, расходов. После этого нам возмещаются в полном объеме убытки за социально значимые междугородние перевозки. Почему с городскими властями мы никак не можем выйти на такое же эффективное сотрудничество, нам непонятно...

Дмитрий КОРОЛЕВ