Еще совсем недавно многие специалисты готовы были подписаться под некрологом судоремонтной отрасли Мурманской области. В большинстве цехов царило запустение, а информация о делах судоремонтников ограничивалась лишь забастовками на предприятиях да, как буквально на днях, «самовольным» затоплением сразу двух плавдоков. Но, похоже, ситуация начинает-таки меняться в лучшую сторону.

Первыми перемены ощутили на себе базирующиеся на территории Мурманской области судоремонтные предприятия Министерства обороны. Прежде всего самые известные из них - «Нерпа» и 35-й завод, который особенно лихорадило в последние годы из-за длительных задержек зарплаты, связанных, в свою очередь, с несвоевременной оплатой военным ведомством уже проведенного ремонта боевых кораблей. Далее по цепочке - хронические долги завода перед энергетиками, коммунальщиками и прочее.

Положение изменилось с вхождением обоих предприятий в не так давно созданную по решению федерального правительства государственную Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Их многочисленные долги были при этом погашены из госбюджета, так что работу в новом качестве они начали, можно сказать, с чистого листа. Правда, в обмен пришлось поступиться долей самостоятельности. Теперь они официально числятся в составе знаменитой «Звездочки», крупнейшего в стране предприятия по строительству атомных субмарин, и фактически управляются из Северодвинска. И называются они теперь соответственно головной филиал «СРЗ «Нерпа» и филиал «СРЗ «35-й завод» Центра судоремонта «Звездочка». Остается надеяться, что сменой вывесок дело не ограничится и оба завода войдут в нормальную рабочую колею.

Сейчас такая же, далеко не печальная участь ждет еще два расположенных в Мурманской области судоремонтных предприятия - 10-й и 82-й заводы. Постановление правительства РФ об их принятии в члены ОСК было принято не сегодня, но несколько затянулся процесс погашения задолженности (в общей сложности порядка 300 миллионов рублей). Без этого нельзя было провести акционирование предприятий как обязательное условие их вступления в ОСК. Но вроде бы уже до конца текущей недели вопрос должен решиться: средства для ликвидации долгов должны поступить на специально разблокированные ради такого случая счета во Внешторгбанке. Так что и на данных предприятиях в скором времени ситуация должна стабилизироваться. Кстати, они после акционирования войдут в состав ОСК в качестве самостоятельных производственных единиц.

По мнению и. о. председателя комитета промышленности Мурманской области Сергея Наталича, само по себе создание Объединенной судостроительной корпорации уже крупный сдвиг в деле восстановления отечественного судоремонтного комплекса в том числе. Он надеется, что в ближайшее время будет принята целевая государственная программа поддержки отрасли, а вслед за ней «потянутся» инвестиции в развитие производственной базы судоремонтных заводов. ОСК создана и находится под контролем государства, что является весомой гарантией для вложений в восстановление отрасли.

Спросил Сергея Георгиевича, каждый ли желающий руководитель судоремонтного завода может подать заявку на вступление в ОСК, что для кого-то, возможно, является единственным спасительным выходом из стагнации? Оказывается, не все так просто. Список отечественных предприятий, которые могут войти в состав корпорации, четко определен постановлением правительства РФ. Прежде всего это касается тех производств, что имеют государственное значение и представляют интерес как объекты, способные содействовать возрождению российского судостроения и судоремонта.

Так что судьбе вышеназванных предприятий пока остается лишь завидовать «ветеранам» судоремонта, расположенным в областном центре, - ОАО «Мурманская судоверфь» и «СРЗ ММФ». Устаревшее оборудование, утерянные опытные кадры дают мало оснований надеяться на скорый приток крупных заказов. Особенно неприглядно смотрится на этом фоне некогда мощная, не знавшая отбоя от клиентов Мурманская судоверфь (впрочем, и выбора у них тогда особого не было). Сегодня она раздроблена почти на четыре десятка мелких, в основном частных предприятий. У их собственников нет ни средств, ни сил, а часто и желания вкладывать деньги в развитие производства. А вкладывать надо очень много. Поэтому с точки зрения конкурентоспособности судоверфь ныне не выдерживает никакой критики. Старые суда еще иногда по привычке заводят к причалам предприятия, все новые и относительно новые их владельцы предпочитают ремонтировать за границей. Где и соотношение «цена - качество», и сроки исполнения заказа неизмеримо привлекательнее.

Как считает заместитель председателя регионального комитета рыбохозяйственного комплекса Олег Онискевич, коли уж удалось с помощью решительных государственных мер развернуть российские суда к родному берегу, в том числе в Мурманск, значит, здесь необходимо создавать и соответствующие условия для судоремонта. Только вот в каком виде? Производственные мощности Мурманской судоверфи настолько устарели, в том числе и сами здания, и коммуникационные сети, что, может быть, легче будет создать с нуля новое современное предприятие. В него, как лица заинтересованные, могли бы вложить инвестиции и сами рыбопромышленники. Но у многих из них сложились с той или иной частной мурманской компанией свои устоявшиеся двусторонние связи и договоры на мелкий текущий ремонт. Большего им от мурманских судоремонтников и не надо. А вкладывать в развитие судоремонтной отрасли еще и немалые деньги…

В общем, как ни крути, а проблему надо решать незамедлительно и все-таки сообща. Ну, по крайней мере, всем заинтересованным сторонам собраться и изложить перед партнерами свое видение выхода из создавшейся ситуации. Поэтому предположительно в конце текущего месяца по инициативе комитета рыбохозяйственного комплекса состоится расширенное совещание с участием представителей регионального правительства, рыбацкого сообщества и, конечно же, судоремонтников. Пусть на нем участники встречи открыто, как говорится «по-морскому», и выскажут каждый свое мнение - каким путем идти дальше. Судя по всему, разговор предстоит интересный.

Андрей ПОПОВ