Этим материалом редакция «Мурманского вестника» начинает цикл публикаций, посвященных международному экономическому форуму, который пройдет в Мурманске 15-17 октября 2009 года. Подготовка к форуму осуществляется под патронатом правительства РФ, аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе; вопросы его организации обсуждались на последней встрече губернатора Дмитрия Дмитриенко с председателем правительства РФ Владимиром Путиным. Внимание к форуму не случайно. Осуществление крупных проектов предполагает новые подходы в инвестиционной деятельности и международном сотрудничестве, требует широкого обсуждения актуальных вопросов развития Арктики как стратегического региона XXI века, перспектив освоения запасов углеводородного сырья на российском арктическом шельфе, интеграции Мурманского транспортного узла в европейскую транспортную инфраструктуру. Именно эти вопросы станут ключевыми темами форума. Министерство экономического развития Мурманской области определено координатором работы по его подготовке.

В свое время в Норвегии возник вопрос, какой город станет нефтяной столицей страны. Вариантов было несколько. Переговоры с властями городов-претендентов шли по-разному. Одни мэры выясняли, какие преимущества получит их населенный пункт, другие боялись возможных экологических последствий развития нефтегазовой индустрии.

И только мэр Ставангера, говорят, задал один-единственный вопрос: «Скажите, что я могу сделать для того, чтобы в конкурсе победил именно наш город?» Понятно, что правительство страны выбрало именно Ставангер. И местные жители об этом никогда не пожалели. Может, это всего лишь байка. Но весьма поучительная.

Перед Мурманской областью сейчас стоит более масштабная задача, чем та, которую четверть века назад пришлось решать норвежскому Ставангеру. Кольский полуостров должен стать плацдармом, с которого начнется масштабное освоение шельфа российской Арктики.

При этом максимальная информационная открытость, внятные планы экономического развития, детально проработанные проекты позволят региону повысить свою инвестиционную привлекательность. И как следствие - получить наибольший эффект от выгодного географического положения.

Отличной возможностью для нашего края, что называется, себя показать и других посмотреть станет Мурманский международный экономический форум, который пройдет в октябре.

В преддверии этого важного события о перспективах развития региона рассказал министр экономического развития Мурманской области Юрий Ефремов.

- Юрий Леонидович, перспективы - перспективами, но начать хотелось бы с той точки, где мы находимся сейчас. Судя по информации, подготовленной вашим министерством, кризис сказался на нашем регионе. Произошло снижение объемов производства практически во всех промышленных отраслях, кроме рыболовства. Видны и другие негативные тенденции. А как мы выглядим в сравнении с иными краями России?

- Ситуация у нас гораздо лучше, чем во многих других регионах страны. В результате мер, принятых правительством области, она была достаточно быстро стабилизирована. В среднем по России снижение валового регионального продукта составляет два процента, а у нас - один. В Мурманской области достаточно большая концентрация производства. И низкий уровень безработицы, которая практически не выросла за время кризиса.

Снижение поступлений в бюджет в основном связано с тем, что у градообразующих предприятий упала прибыль. Соответственно сократились и поступления налога на прибыль. Но при этом заработная плата продолжала расти. Безработица, как я уже сказал, не увеличилась. А значит, сохранились и даже возросли поступления единого социального налога и налога на доходы физических лиц.

- О прогнозах до конца года. Индекс промышленного производства в январе-июне составил 91 процент к аналогичному прошлогоднему периоду. А в целом по году предполагается выйти на цифру в 95 процентов. Это означает, что в ближайшее время экономическая ситуация улучшится?

- Я предпочитаю оценивать не прогнозы, а конкретные результаты. Сейчас нужно выполнять антикризисный план действий федерального правительства, наш региональный антикризисный план. Но прогноз действительно дает нам неплохие цифры. Посмотрим.

- «Смотринами» для области должен стать международный экономический форум. Политикам и бизнесменам есть что обсудить: Мурманский транспортный узел, национальные интересы в Арктике, Северный морской путь… Но, пожалуй, самый, если можно так выразиться, громкий проект - освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения. Что он даст нашему региону?

- Развитие территории при освоении крупных проектов неизбежно. Примеров тому огромное количество, в том числе и в Российской Федерации. В первую очередь развивается инфраструктура: транспорт, связь, социальная сфера. Регион получит мультипликативный эффект. Ведь на каждого занятого в нефтегазовой сфере приходится четыре человека в смежных отраслях и сфере услуг. А это - занятость населения нашей области. Это первая составляющая.

Второе. В районе Териберки предполагается создание свободной экономической зоны промышленно-производственного типа. В ней планируется строительство ряда предприятий глубокой переработки углеводородного сырья. Минэкономразвития России, «Газпром» и «Штокман Девелопмент» уже поддержали этот проект. Производство товаров с высокой добавленной стоимостью, а не просто экспорт сырья - это серьезная перспектива. Регион, безусловно, получит от этого весомые плюсы.

- Как идет реализация проекта развития Мурманского транспортного узла?

- Границы Мурманского порта определены. Земельные вопросы практически тоже все урегулированы: переговоры с собственниками закончены, инвентаризация проведена. Нужно дополнительно выполнить ряд кадастровых работ. Но это уже детали.

Для реализации этого проекта утверждена федеральная целевая программа. На первом этапе предусмотрено финансирование в объеме 66 миллиардов рублей. Будут также привлекаться инвестиции. С учетом ФЦП сумма должна составить 280 миллиардов.

Важность проекта определяется следующим: потребность в объеме перевалки грузов из России через порт Мурманск составляет 85 миллионов тонн в год. А предел для нашего нынешнего порта - около 25 миллионов. Поэтому без развития западного берега Кольского залива не обойтись.

Будет также создана портовая особая экономическая зона. Это позволит нам претендовать на создание северного интермодального коридора. Именно через Мурманск удобнее и дешевле возить грузы между Америкой, Европой и Китаем. Потребуется также реконструкция аэропорта и строительство в нем грузового терминала.

- Одним из перспективных направлений развития экономики края определен туризм. Что предполагается сделать в этой сфере?

- Мы планируем очень серьезно подойти к этому вопросу. Есть региональная целевая программа развития туризма. В ее рамках объявлен конкурс на разработку документации по созданию туристических рекреационных территорий. На первом этапе они должны появиться в Ловозерском и Терском районах, где планируется развивать экологический туризм.

Очень важен и тот факт, что губернатор Дмитрий Дмитриенко дал поручение подготовить проект и выступить с законодательной инициативой внесения изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации о разрешении иностранным гражданам в течение 72 часов находиться в Мурманске без визы. Норвежцы после этого готовы вести переговоры о заходе к нам круизных лайнеров.

Будет также разработан алгоритм взаимодействия с командованием Северного флота и Федеральной службой безопасности, который позволит обеспечить доступ туристам к достопримечательностям нашей области. Возможно, речь может идти и о так называемом милитари-туризме.

Еще одно направление - рыбалка. Переговоры с основными игроками в этой сфере уже ведутся.

В следующем году обратим внимание на горнолыжный курорт в Кировске. Почему не сейчас? Дело в том, что программа развития Мурманского транспортного узла предусматривает реконструкцию аэропортов региона. При этом будут учтены и работы по модернизации аэропорта Хибины. После этого можно будет приступать к проработке туристической зоны в районе Кировска-Апатитов.

- Результаты международного экономического форума, по-видимому, будут шире обсуждения уже намеченных крупных проектов?

- Одна из задач форума - ликвидация информационного пробела в представлении российского и зарубежного бизнеса относительно Мурманской области. И как следствие - привлечение инвестиций. На форуме, как вы правильно сказали, есть что обсуждать: Штокман, транспортный узел, Севморпуть и так далее. Но и брендирование региона - тоже одна из задач.

А перспективы у нас большие. Сейчас мы планируем написать обоснование для развития инфраструктуры области на восток. Не секрет, что вся жизнь идет вдоль железной дороги. И если дорога пойдет на восток, будет развиваться и территория. Этот проект сопоставим по масштабам с Олимпиадой в Сочи. Сейчас совместно с муниципальными образованиями ускорим процесс промышленного зонирования территорий для дальнейшего использования. После этого можно будет предлагать проект строительства железной дороги за счет федерального и областного бюджетов, а также частных инвестиций.

Игорь ЯГУПОВ