В Петербурге прошли 9-я Международная конференция и выставка по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ - RAO/CIS Offshore-2009. В ней приняли участие более 600 человек. Они представляли около 200 ведущих нефтегазодобывающих, конструкторских, судостроительных и производящих оборудование компаний из России и 17 стран мира.

В течение четырех дней в рамках деловой программы состоялись два пленарных заседания, работали девять тематических «круглых столов», было представлено 13 стендовых докладов. Участники форума обсудили проблемы разработки и эксплуатации месторождений шельфов северных, южных и дальневосточных морей, перспективы освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, аспекты обеспечения технической и экологической безопасности, возможности межрегионального и международного сотрудничества.

Деловую программу сопровождала экспозиция в Михайловском манеже, где были представлены инвестиционные проекты освоения морских месторождений, оборудование для бурения, плавучие и подводные технические средства, разработки для строительства морских нефтегазопромысловых сооружений, средства охраны окружающей среды и многое другое.

Одним из важнейших аспектов подготовки к освоению арктического шельфа является развитие ресурсного потенциала и экономической инфраструктуры Мурманской области. Ведь в ней реализуются проект освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения и комплексный инвестиционный проект развития Мурманского транспортного узла, ориентированного на обеспечение освоения континентального шельфа Арктики. О том, как решаются эти задачи, рассказал в своем докладе губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко:

- К преимуществам нашего региона относятся глубоководная незамерзающая акватория, свободный выход в открытый океан, близость транспортного узла к европейскому и американскому рынкам, возможность использования Северного морского пути, Транссиба и транспортного коридора «Север-Юг». Глубины Кольского залива и прибрежной зоны позволяют обслуживать суда дедвейтом более 300 тысяч тонн без проведения дноуглубительных работ. В Кольском заливе будет создаваться международный глубоководный морской хаб-центр. Ожидаемый объем инвестиций в развитие транспортного узла - около 280 миллиардов рублей, из них объем государственной поддержки - 66 миллиардов рублей. Срок окупаемости проекта - 14 лет, чистый приведенный доход - 907 миллиардов. Прогноз годового грузооборота по оптимистическому сценарию составит 144 миллиона тонн, по нейтральному - 84, по консервативному сценарию - 52 миллиона. Для сравнения: по результатам 2008 года грузооборот Мурманского порта составил 25 миллионов тонн.

Для достижения поставленных задач, как отметил губернатор, области необходимы дополнительные преференции. В частности, возможность создать особую экономическую зону портового типа на территории Мурманского транспортного узла, которая позволит увеличить привлекательность всех инвестиционных проектов. Это предложение уже получило поддержку председателя правительства Владимира Путина.

Особая экономическая зона станет рычагом, который поможет привлечь солидных инвесторов. На первом этапе, когда будут создаваться терминалы и другие объекты, их экономия будет достигать 15 процентов от стоимости проекта - благодаря льготам по таможенным платежам, по налогу на добавленную стоимость и другим. На втором, операционном, этапе льготы могут составлять до 10 процентов.

- Это позволит более эффективно использовать ресурсы, с которыми приходят инвесторы, - подчеркнул Дмитрий Дмитриенко. - В случае принятия окончательного решения о создании особой экономической зоны портового типа на территории области мы планируем объединить возможности льгот федерального уровня и регионального, чем дополнительно простимулируем инвесторов. На сегодняшний день пул инвесторов предварительно сформирован, желание участвовать в реализации проектов есть. Как только правительство России выпустит окончательный нормативный документ, мы сможем приступить к строительным работам.

Губернатор заявил, что и на территории Териберки - там, где будут находиться все береговые объекты для освоения Штокмановского месторождения, тоже должна быть создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа. В этом случае инвесторы получат те же льготы, как и при строительстве морского хаба. При осуществлении проектов такого уровня и финансовой емкости это будет колоссальная экономия.

- Мы завершили работы, связанные с землеустроением, ввели резервирование земель как на территории поселка Териберка, так и в определенной зоне вокруг него, полностью представили координаты будущей особой зоны промышленно-производственного типа, - сообщил Дмитрий Дмитриенко. - Ведем диалог с компанией «Штокман Девелопмент» и с другими компаниями, и у нас есть полное взаимопонимание по поводу того, что если мы консолидируем свои усилия, то проект будет осуществляться более успешно. Мы не стремимся заработать на самом проекте. Однако, учитывая мультипликативный эффект, на одного занятого в стивидорной деятельности придется еще 4-5 человек, занятых в обслуживании. Мы заинтересованы в том, чтобы российские компании были привлечены к обслуживанию, снабжению объектов и к выполнению работ на субподряде и подряде. Для этой цели в Мурманске уже создана ассоциация «Мурманшельф», в которую входят российские и зарубежные компании. Она объединяет более 230 организаций и успешно взаимодействует с компанией «Штокман Девелопмент». Ожидаем, что помимо непосредственных выгод для бюджета и территории осуществление таких проектов положительно повлияет на развитие образовательной, культурной и гуманитарной сфер и в целом на жизнь людей.

В рамках работы «круглого стола» «Поставка товаров и услуг для освоения континентального шельфа: возможности и задачи для российской промышленности» выступил с докладом генеральный директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф» Григорий Стратий. Он сообщил, что в Мурманской области проводится целенаправленная работа над созданием максимально благоприятных условий для инвесторов как российских, так и иностранных. Делается все, чтобы через несколько десятилетий Мурманск превратился в настоящий центр по освоению шельфовых нефтегазовых месторождений.

Ассоциация «Мурманшельф», созданная по инициативе компании «СтатойлГидро» в рамках меморандума, заключенного ею с правительством Мурманской области, являет собой хороший пример международного сотрудничества.

- Мне нравится подход компании «СтатойлГидро» к привлечению к работе местных подрядчиков, - сказал Григорий Стратий. - Мы ведем конструктивный диалог и с компанией «Штокман Девелопмент», которая внесла в свои регламентирующие документы пункт о том, что приоритет участия в проекте отдается фирмам и подрядчикам, зарегистрированным на территории Мурманской области. Мы хорошо знаем возможности местной промышленности и можем оценить тот вклад, который предприятия способны внести в подготовку к освоению Штокмановского месторождения. Отрадно то, что компания «Штокман Девелопмент» уже разработала принципы контрактной стратегии и ведет открытую политику, проводя семинары с подрядчиками.

На конференции RAO/CIS Offshore-2009 выступил с докладом и главный исполнительный директор компании «Штокман Девелопмент АГ» Юрий Комаров. Он сообщил, что проекты первых морских объектов, которые будут сооружены на месторождении, 1 сентября представлены на государственную экспертизу. Открыты основные тендерные процедуры, по представленным контрактам их около 40. В марте 2010 года полный пакет документации должен быть готов для принятия окончательного инвестиционного решения.

- Освоение Штокмановского месторождения - сложный проект. Но один из элементов его успешной реализации состоит в том, чтобы была обеспечена возможность достойного участия российских промышленных предприятий, - подчеркнул Юрий Комаров. - По своей технологической сложности это уникальный проект, в который будут привлечены огромные инвестиции, он связан и с огромными технологическими и финансовыми рисками. Но это российский проект, он будет реализован в России. В нем будут участвовать и зарубежные компании, имеющие большой опыт в освоении морских месторождений. Важной задачей подготовки к реализации проекта является обеспечение открытых тендерных процессов по выбору подрядчиков и поставщиков с приоритетом российских компаний при условии их конкурентоспособности. Обязательное условие, которое ставит компания «Штокман Девелопмент»: каждый подрядчик, российский или зарубежный, должен разработать план обеспечения российского участия и механизм его выполнения. Известно, что все подрядчики, занимающиеся морскими объектами, достаточно конкурентоспособны и предлагают примерно одинаковый уровень цен, но выиграет тот, кто сможет привлечь больше российских предприятий. Подробнее о перспективах освоения Штокмана - в интервью с Юрием Комаровым в завтрашнем номере газеты.

Ольга ЛОСКУТОВА, СанктПетербург