Роль Мурманской области в грядущем широкомасштабном освоении Арктики весьма значима. Еще одно подтверждение тому - открывающийся сегодня Международный экономический форум. Добыча углеводородного сырья на шельфе и развитие транспортной инфраструктуры региона станут его главными темами. Об участии в предстоящих мега-проектах ОАО «Мурманский морской торговый порт» рассказал генеральный директор предприятия Виктор МОРОЗОВ.

- Виктор Васильевич, комплексное развитие Мурманского транспортного узла - один из ключевых вопросов форума. Какие перспективы связывает ваше предприятие с реализацией этого масштабного проекта?

- С развитием Мурманского транспортного узла мы связываем, прежде всего, создание новых высокопроизводительных и высокотехнологичных комплексов по перегрузке угля, контейнеров и нефтепродуктов. Развитие Северного морского пути должно включить Мурманск в транспортные коридоры «Восток - Запад» и «Север - Юг». Мы ожидаем принятия долгосрочной программы освоения и развития не только Севморпути, но и арктического шельфа. В этих широкомасштабных проектах наш порт будет являться базой для обеспечения доставки грузов.

- На форуме предполагается обсудить вопрос о создании в порту Мурманск особой экономической зоны. Будут ли со стороны ММТП какие-либо предложения, замечания относительно ее конфигурации, структуры?

- Закон об особых экономических зонах еще «сырой» и в существующем виде неэффективен. Он лишь затруднит и замедлит прохождение экспортных и импортных грузов. Для того, чтобы этот закон заработал, необходимо внести существенные изменения в Таможенный и Налоговый кодексы, создать внутренние экономические рычаги и устранить административные препятствия для развития транспорта как единого комплекса. Многое уже сделано. Но для организации эффективной работы необходимо время, чтобы завершить административную реформу, начатую в 2004 году. Необходимо снизить налоговое бремя, завершить реформирование российских железных дорог, устранить административные барьеры, упростить таможенные процедуры и пограничный контроль, разграничить работу надзорных органов.

Главное в этой работе - люди. Сегодня существует серьезная проблема применения законов. Результат их противоречивости и несогласованности - огромное количество подзаконных актов и инструкций, которые утверждают сами ведомства. А это существенно усложняет работу, увеличивает бумажную волокиту и в итоге приводит к значительному снижению конкурентоспособности. Это целый комплекс проблем, который сдерживает и будет сдерживать развитие портов вне зависимости от создания или функционирования особых экономических зон.

- Какую роль в своих планах отводит порт будущей перевалке углеводородного сырья, добытого на шельфе Арктики?

- Перевозка углеводородного сырья будет осуществляться с арктического шельфа и терминалов, расположенных на трассе Северного морского пути. Это определяет транспортную логистику перевозок углеводородов: доставка нефти танкерами ледового класса на терминал в районе Кольского залива, накопление и дальнейшая отгрузка танкерами грузоподъемностью 150-200 тысяч тонн в Европу. Учитывая перспективные объемы добычи и перегрузки нефти, движение танкеров по Кольскому заливу создаст серьезные трудности в части обеспечения безопасности для судоходства, экологической и экономической целесообразности. Одним из удобных мест для расположения нефтяного терминала может рассматриваться Териберка, а также организация специализированных рейдовых терминалов.

- По мнению министра транспорта России Игоря Левитина, развитие Мурманского транспортного узла отстает от темпов разработки шельфовых месторождений. Что, по-вашему, нужно предпринять, чтобы ликвидировать это отставание? Планируется ли затронуть эту тему на форуме?

- На сегодня порт обеспечивает выполнение всех заявок на перегрузку оборудования и снабжения для шельфовых месторождений. И по нашим расчетам в перспективе на пять лет мы располагаем необходимым резервом мощностей и готовы принять новые грузы. Тем не менее есть ряд проблем. Одна из самых серьезных - вопрос отвода земель под нужды новых терминалов и железной дороги. Скорее всего, на форуме этот вопрос будет не только обсуждаться, но и будет принято принципиальное решение.

- Развитие транспортного узла предполагает участие в нем как государства, так и бизнеса. Как должно строиться государственно-частное партнерство в этой сфере? Существуют ли в этом какие-либо проблемы, например с точки зрения законодательства?

- Этот вопрос находится в компетенции Минтранса, который определяет условия развития отрасли и инвестиционную политику. По нашему мнению, без государственного финансирования невозможна реализация столь широкомасштабных проектов. В первую очередь государственное финансирование должно создать объекты инфраструктуры: причалы, водные пути, железнодорожные магистральные пути и федеральные автодороги, подходящие к порту, системы управления движения судов, обеспечение безопасности судоходства, экологический флот, энергетику. Частные инвесторы должны создавать специализированные высокотехнологичные терминалы, оборудованные высокопроизводительной техникой, которые будут функционировать в созданной государством инфраструктуре. Проблемы законодательства в этом вопросе, конечно, есть, но они не являются препятствием для развития Мурманского транспортного узла. Основная цель, которую ставит перед бизнесом государство, - организация эффективной работы по перевалке требуемых объемов экспортно-импортных и каботажных грузов. Мы готовы к решению этой задачи.

- Каких долгосрочных результатов вы ждете от форума?

- Конкретных решений: о строительстве магистральной железной дороги с пропускной способностью 120-150 поездов в сутки, о строительстве контейнерного терминала, о модернизации энергосистемы для обеспечения новых терминалов и объектов транспортного узла, о модернизации автодорог и строительстве путепроводов на подходах к портовым терминалам. Пропускная способность Мурманского транспортного узла уже в ближайшие годы должна увеличиться примерно втрое - до 60-70 миллионов тонн грузов.

С вводом в эксплуатацию газоконденсатных месторождений природный газ придет на Кольский полуостров. Это даст новый импульс развития - производство минеральных удобрений. Потребуются дополнительные мощности для перевалки этого грузопотока. Уже сегодня необходимо вносить корректировку в Генеральную схему развития Мурманского транспортного узла с учетом новых задач.

Игорь ЯГУПОВ