- Первое, что я сделаю по окончании обсуждения, - запишу все представленные на конференции по транспортному узлу презентации, - сказал в ответ на мой вопрос о впечатлениях о работе конференции «Порт Мурманск. В международных интермодальных коридорах. Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» генеральный директор ОАО «УК «Мурманский транспортный узел» Андрей Шаповальянц. - Прозвучавшие здесь доклады - своеобразный срез по всем вопросам: экономике, логистике, инвестиционной политике… Я еще не раз буду возвращаться к этим записям, просматривать их и анализировать…

Первым выступил на вышеназванной конференции, проходившей вчера в рамках Мурманского международного экономического форума, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко. Он подчеркнул особое значение Северного морского пути в российской и мировой транспортной системе.

Оно возрастает в связи с планами освоения запасов углеводородного сырья северных широт и перспективами работ в Арктике. В связи с этим проект комплексного развития Мурманского транспортного узла должен стать приоритетным направлением для транспортной политики России в 2010 году.

Глава агентства напомнил, что практическая реализация проекта предусмотрена в 2010-2015 годах. Но при этом необходимо учитывать, что разработка шельфовых месторождений уже опережает планы развития МТУ. По мнению Александра Давыденко, в качестве одного из вариантов поддержки этого проекта государством целесообразно вернуться к теме создания в порту Мурманск портовой особой экономической зоны.

- Минтранс России видит МТУ как объект концентрации взаимных усилий государства и бизнеса. Его реализация позволит не на словах, а на деле интегрировать транспортную систему Мурманской области в общероссийскую транспортную систему и содействовать развитию экономического потенциала Северо-Западного региона в целом, - подчеркнул Давыденко.

Создаваемые в Мурманске современные портовые комплексы по перевалке грузов, в первую очередь энергоресурсов, помогут диверсифицировать систему экспорта сжиженного газа, нефти и угля через морские порты. Это позволит российским экспортерам выйти на новые рынки, а региону получить дополнительные рабочие места с высококвалифицированным персоналом, сохранить и развить свой кадровый потенциал, повысить качество жизни населения и получить дополнительные налоговые поступления в бюджет области.

Давыденко подчеркнул, что реализация подобных проектов является наглядным примером того, что Россия интегрируется в мировое экономическое сообщество и намерена вывести транспортную инфраструктуру страны на качественно новый уровень, в полном объеме отвечающий высоким мировым стандартам качества транспортных услуг, без которых развитие экономики государства практически невозможно.

По словам выступившего на конференции генерального директора ОАО «УК «Мурманский транспортный узел» Андрея Шаповальянца, проект комплексного развития МТУ носит геополитический характер, поскольку способен изменить схему мировых морских перевозок. Его реализация выведет порт Мурманск в разряд крупнейшего порта страны. Она повлияет и на социальный климат в регионе, поскольку прибавит не менее 100 тысяч рабочих мест.

Варианты развития Мурманского транспортного узла обсуждались более 20 лет, и только сейчас постепенно переходят в практическую плоскость, поскольку государству необходимы новые рыночные ценности.

Все выступающие говорили о значимости реализации проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла, его перспективах. Но, для того, чтобы он получил свою долю государственного финансирования, необходимо срочно решить земельный вопрос. Об этом говорил в своем довольно эмоциональном выступлении заместитель генерального директора ФГУ «Ространсмодернизация» Сергей Елисеев. Он заявил, что вышел на трибуну конференции, прежде всего, чтобы «достучаться до тех, от кого зависит решение этого вопроса, поскольку, по словам министра транспорта РФ Сергея Левитина, только при получении пакета документов на земельный участок, могут начаться проектные работы. Компания «Геокарт Технолгия», выигравшая конкурс, объявленный Минтрансом, к 10 декабря текущего года представит техническую документацию для начала строительных работ на Западном берегу Кольского залива. И к этой дате земельный участок должен быть определен и выкуплен.

Требует решения и вопрос о механизме реализации провозглашенной федеральными властями идеи с использованием системы государственно-частного партнерства. Согласно ей, перспективные проекты должны реализовываться не только за счет средств государственной казны, но и с привлечением частных инвесторов в соотношении 40 процентов к 60-ти. Но пока схемы взаимодействия государства и бизнеса нет.

- Пора от «надо» и «планируется» переходить к вопросам: Кто? Что? Когда? сделает и отчитается! - сказал в заключение Юрий Елисеев.

На конференции выступили представители морского порта, железной дороги, ФГУП «Атомфлот» и «Росморпорт» и других организаций, заинтересованных в реализации этого важного проекта.

Фото: Ещенко С. П.
Андрей Шаповальянц и гендиректор ОАО «ММТП» Виктор Морозов.
Юния ВАЛАМИНА