- Тема эта сложна тем, что затрагивает материальные интересы населения. В то же время нельзя отменить экономические законы, а транспортные предприятия должны развиваться, - подчеркнул первый заместитель губернатора Сергей Смитюшенко, выступая на рабочей встрече представителей законодательной и исполнительной властей региона, а также руководителей автотранспортных предприятий края.

Речь на заседании, прошедшем в областной думе, шла о формировании экономически обоснованных тарифов на перевозку пассажиров общественным транспортом. Два месяца назад этот вопрос рассмотрел комитет областной думы по экономической политике и хозяйственной деятельности.

Вкратце суть проблемы такова. Законодательство наделяет органы власти регионов и муниципальных образований полномочиями в обеспечении граждан общественным транспортом. У нас в области в этой отрасли действуют пять-шесть крупных перевозчиков. Эти предприятия работают по договорам с органами власти, перевозят пассажиров на социально значимых маршрутах, но несут при этом убытки. Поскольку компенсации, поступающие к ним из соответствующей казны (за междугородные перевозки отвечает область, за внутригородские - муниципалитеты), зачастую не покрывают их расходы.

Теоретически схема расчетов, исключающая подобную ситуацию, достаточно проста. Власть должна утвердить экономически обоснованный тариф и фактически установленный регулируемый тариф. Вычитаем из первого второй. Полученную разницу, помноженную на число проданных билетов, и следует компенсировать перевозчикам.

Проблема в том, что в нашей области отсутствует четкая методика формирования экономически обоснованного тарифа. Впрочем, ее разработкой уже тогда, два месяца назад, занималось областное управление по тарифному регулированию. Для согласования позиций и учета мнения всех заинтересованных сторон решено было создать рабочую группу.

К сожалению, совместной работы не получилось. Рабочая группа так и не была создана. В результате управление по тарифному регулированию закончило разработку методики. Транспортники изучали готовый проект сами по себе. Причем у них возник к документу ряд вопросов. А депутатский корпус фактически вообще не привлекался к этому процессу.

На сложившуюся ситуацию депутат областной думы Василий Пимин обратил внимание Сергея Смитюшенко. Именно по их инициативе и была организована нынешняя встреча.

- Субсидии из бюджетов всех уровней не покрывают расходы перевозчиков, - напомнил собравшимся председатель комитета областной думы по экономической политике и хозяйственной деятельности Валерий Горин. - Это приводит к низкой заработной плате в отрасли, некачественному ремонту транспортных средств и другим проблемам. Было принято решение: нужна методика формирования экономически обоснованных тарифов. Правительство области ее разработало. Но вопросов к этой методике много. Наша задача - улучшить ее.

- Нам нужно найти баланс: минимизировать динамику роста тарифов и обеспечить экономические интересы транспортников, - отметил Сергей Смитюшенко.

Принципиальная схема подобного баланса очевидна. Ее четко сформулировал депутат Андрей Варзугин. Рассчитывается экономически обоснованный тариф. Причем, по оценкам специалистов, в Мурманске на внутригородских перевозках он может составить 15 и даже 18 рублей. Очевидно, что так резко повышать стоимость билета в муниципальном транспорте никто не будет. Поэтому власть должна утвердить так называемый социальный тариф. А разницу - компенсировать перевозчикам.

Понятно, что социальный тариф принимается волевым решением властей, исходя из финансовых возможностей бюджета. А для транспортников особенно важно, как рассчитают экономически обоснованный тариф. Таким образом, мы опять пришли к обсуждаемой методике.

- Ставилась задача сделать затраты транспортных предприятий при утверждении тарифов максимально прозрачными, - отметил и. о. министра транспорта и связи Мурманской области Михаил Кручинин. - Мы проанализировали опыт ряда субъектов Федерации, где подобные методики существуют уже несколько лет.

- Разработанная у нас вполне жизнеспособна, - поддержал своего коллегу министр экономического развития Мурманской области Юрий Ефремов.

Не вдаваясь в подробности (методика - документ непростой), отметим лишь общий подход к формированию тарифа. На основе предоставленных транспортным предприятием данных методика позволяет просчитать экономически обоснованные расходы предприятия при осуществлении пассажирских перевозок. Это так называемая необходимая валовая выручка. Иначе говоря, те деньги, на которые предприятие может прожить. Разделенная на количество перевезенных пассажиров, она дает стоимость одной поездки - того самого билета, который мы покупаем у кондуктора. При межмуниципальных перевозках в расчет принимаются еще и километры пути. Но общая схема расчетов от этого принципиально не меняется.

Ключевой вопрос: какие расходы считать экономически обоснованными? Оплата труда персонала, отчисления на социальные нужды, расходы на топливо, техобслуживание и ремонт - это очевидно. Но есть ведь и менее очевидные статьи расходов: повышение заработной платы, обновление парка машин и так далее.

И здесь у транспортников и отдельных депутатов возникли серьезные замечания: «в методике отсутствует внятный механизм обновления подвижного состава», «не учтены расходы на охрану труда и коммунальные услуги», «в методику не заложен процент рентабельности»…

На все это у Сергея Смитюшенко было два железных аргумента. Первый: лучше иметь неидеальную методику (идеала вообще достичь непросто), чем не иметь никакой. Второй: противостояния-то никакого нет. Для того и собрались, чтобы вместе обсудить и внести коррективы. Если, конечно, будет доказано, что они пойдут на пользу.

Собственно говоря, так и решили. Для доработки методики предложено создать рабочую группу. Думается теперь, в отличие от решения двухмесячной давности, такая группа будет создана. В ее состав должны войти депутаты областной думы, специалисты областного министерства транспорта и связи и управления по тарифному регулированию, а также представители автотранспортных предприятий.

- Тарифы - только начало совершенствования системы транспортного обеспечения в области, - подчеркнул в конце заседания Сергей Смитюшенко. - Нужна информатизация отрасли. Так что мы - в начале большого и серьезного разговора.

Игорь ЯГУПОВ