Если коротко подвести итоги субботней поездки губернатора Дмитрия Дмитриенко, посетившего два судоремонтных завода - росляковский 82-й и 35-й мурманский, вошедших в состав Объединенной судостроительной корпорации, то вряд ли можно подобрать слова точнее вынесенных в заголовок. Глава региона, после того как лично познакомился с возможностями перехода старейших предприятий области под выполнение гражданских заказов, признал, что у СРЗ таким образом появились достойные перспективы.

- На прошлой неделе к нам приезжал президент Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко, и с ним состоялся серьезный разговор о необходимости перепрофилирования 82-го и 35-го заводов, - рассказал губернатор журналистам. - Сегодня ведь одними военными заказами в полной мере обеспечить занятость рабочих и эксплуатацию самих заводов невозможно. У нас есть предложения, в частности об установке уникального двадцатитысячного крана на территории 35-го завода для монтажа верхних строений буровых платформ, которые в дальнейшем будут использоваться на шельфе Баренцева и Карского морей.

Правда, как заметил Дмитрий Дмитриенко, пока с местом монтажа такого крана еще не определились окончательно. Есть разные предложения: в тех же сухих доках или на 24-м причале 35-го СРЗ. Либо на росляковском предприятии. На последнем, кстати, предполагается организовать центр высокотехнологичного ремонта судов различного класса, которые станут работать в Арктике. Это привлечет дополнительные средства в местный бюджет и позволит увеличить количество рабочих мест, что в итоге положительно скажется на социальной атмосфере. Но это совсем не значит, отметил губернатор, что заводы займутся исключительно гражданскими заказами:

- Предприятия ни в коей мере от ремонта кораблей Северного флота отказываться не будут! Военная составляющая в деятельности СРЗ в любом случае останется. А само перепрофилирование много времени не займет.

Монтаж крана-двадцатитысячника - важная часть совместного проекта 35-го завода и Выборгского судостроительного предприятия по созданию комплекса сборки буровых платформ. К слову, первая из них, как пояснил журналистам директор мурманского филиала «35-й СРЗ» ОАО «ЦС «Звездочка» Анатолий Кольнер, должна увидеть свет уже в конце весны - начале лета следующего года:

- Нам предстоит провести ее испытание в районе Штокмана. Собираемся привлечь к этим работам около пятисот человек: как наших специалистов, с Выборгского завода, так и зарубежных партнеров, в основном из Норвегии.

Для региона кран-двадцатитысячник - явление уникальное, самый крупный у нас, на 35-м заводе, способен «взять» лишь сто тонн. А вот в мировой практике аналогичные механизмы уже широко используются: например, у наших соседей-финнов, такой кран там действует на заводе по строительству буровых установок, или в Китае, на Шанхайской судоверфи.

В конечном итоге на территории области планируется создать центр высокотехнологичного ремонта судов, которым предстоит работать в Арктике. Все они оборудованы новейшими энергетическими установками, приводами, поворотными колонками. Но технологии, которые применяются сегодня на наших заводах, не позволяют проводить высокотехнологичный ремонт. Зато в Мурманской области есть уникальная доковая составляющая, квалифицированный персонал и базовое оборудование, что в перспективе позволяет организовать здесь современное производство.

На 35-м заводе губернатор встретился и побеседовал с командиром атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Екатеринбург» Александром Марковым. Его ракетоносец проходит здесь осмотр после возвращения из рейса. На память о встрече командир «Екатеринбурга» вручил губернатору значок «За дальний поход», сувенир и альбом с фотографиями экипажа.

Фото: Федосеев Л. Г.
Рыболовецкий траулер в сухом доке.
Сергей БЕРДНИКОВ