Селекторное совещание с мурманскими рыбопромышленниками провел руководитель Росрыболовства Андрей Крайний. Всех проблем сразу, понятно, решить не удалось, но сам факт прямого оперативного обмена информацией промысловики восприняли положительно.

Да и как иначе, если раньше по любому мало-мальски значимому вопросу мурманчанам приходилось лететь в Москву. И там еще попробуй добиться аудиенции у главы отраслевого ведомства, не говоря уже о вице-премьере Зубкове, курирующем «рыбные дела». В дальнейшем рыбаки предложили подобное общение вести в видеоформате, «глаза в глаза». Благо нынче технические возможности для этого есть во всех регионах.

К тому же и тем для обсуждения хватает. В «верхах» затягивается решение многих жизненно важных для рыбаков вопросов. И тут нет никакого преувеличения. Который год не удается получить разрешение на элементарное укрытие промысловых судов от штормов в защищенных от ветров бухтах на побережье Баренцева моря. Какое-то время назад Мурманский траловый флот «помял» сразу два своих судна из-за того, что вынудили вести перегрузку улова в открытом море при сильном волнении. Да что там судно, мой школьный приятель был насмерть зажат между бортами при попытке перепрыгнуть на соседний корабль-снабженец. Доли секунды - и нет моряка, отца семейства…

Уж на что норвежцы ревнивы порой к успехам на промысле соседей-россиян. Но когда дело касается человеческой жизни, вопросов у них не возникает: без лишних разговоров предлагают укрыться от стихии в их шхерах и даже готовы предоставить лоцмана. Разве это нормально, когда во время недавнего урагана наши коллеги из Калининграда поднимались аж до самого острова Медвежий, чтобы хоть там переждать непогоду?

Андрей Крайний в прямом разговоре не смог пока сообщить ничего нового по данному вопросу. Запрещение на заход судов с промысла на укрытие у родного берега исходит от силовых контролирующих ведомств. А согласование с ними по традиции занимает немало времени. Зато порадовал мурманчан информацией о том, что уже в ближайшие дни разрешится другая давнишняя проблема. В Баренцевом море наконец-то будет открыта дополнительная, так называемая контрольная точка «Север-2». По сию пору на всех огромных водных просторах Арктики действует лишь одна такая точка - «Север-1». И чтобы войти или выйти через границу российской экономической зоны, кораблям со всей громадной акватории приходилось добираться до этой самой контрольной точки. Иначе никак - не положено. Совсем недавно одно из судов Мурманского тралфлота, прежде чем начать погоню за крупным косяком мойвы за пределами экономзоны, должно было отмахать до контрольной точки почти 180 миль и столько же обратно. Сколько на этом потеряно времени и топлива, лучше и не вспоминать.

В целом же, как доложили мурманские рыбаки руководителю отрасли, количество судов вполне достаточное для успешного проведения мойвенной путины. И Мурманский рыбный порт со своей стороны подготовился к приему рыбы «свежего урожая»: заблаговременно подразгружены от старых запасов холодильные мощности на 25 тысяч тонн. Важным моментом рыбаки считают и то, что в отличие от прошлого года в море заработал оперативный штаб. С его помощью капитаны могут быстро обмениваться текущей промысловой обстановкой. По прикидкам рыбаков, уже в ближайшие дни в родной порт зайдет первое судно с грузом мойвы.

Попробовать ее смогут не только жители Мурманска и области. Предполагается, что на намеченном на 19 февраля совещании в Санкт-Петербурге с участием председателя правительства РФ Владимира Путина речь пойдет в том числе о возможностях реализации мурманской мойвы в других субъектах Федерации Северо-Запада России, от Питера до Пскова и Новгорода. Тем самым с помощью правительства планируется избежать ситуации, когда значительные объемы мойвы прошлого года остались на складах. Впрочем, вопрос этот скорее чисто рыночный - будет доступная всем цена, будет и спрос. Даже не на свежеохлажденную, но и мороженую мойву. Которую - и это уже момент психологический - «нюхнувшие» свежей рыбки россияне брать уже не особенно-то и хотят.

Андрей ПОПОВ