В Мурманской области продолжается работа по проверке формирования коммунальных платежей граждан в каждом муниципальном образовании. В управлении по тарифному регулированию области считают, что в ней обязательно должны принимать участие не только местные органы власти, но и сами жители. Поэтому на пресс-конференции, состоявшейся в минувший вторник в областном правительстве, руководитель профильного ведомства через представителей СМИ обратился к северянам с просьбой сообщать в управление обо всех случаях неправомерного, на их взгляд, повышения платежей за коммунальные услуги.

- Но только за коммунальные услуги, - подчеркнул начальник управления по тарифному регулированию (УТР) Александр Черечеча. - В квартирную плату входят еще и услуги по ремонту и содержанию жилья, которые оказывают управляющие организации. Так вот они не находятся в нашей компетенции. Но если кто-то увидит, что рост коммунальных платежей превышает 14 - 20 процентов, мы готовы разобраться в этой проблеме и в случае необходимости принять соответствующие меры. Для этого целесообразнее всего обратиться в управление с письменным заявлением и непременно указать в нем свой контактный телефон. К такому заявлению нужно приложить квитанции за январь и декабрь 2009 года и за январь 2010-го. Это позволит нам сопоставить уровень платежей.

Черечеча напомнил алгоритм принятия решений об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, «чтобы всем было понятно, как формируется плата граждан за коммунальные услуги».

Правительство РФ, в частности Федеральная служба по тарифам (ФСТ), устанавливает, во-первых, предельные уровни тарифов на тепловую энергию. Ни для кого не секрет, что в нашей области доля тепловой энергии в тарифе на коммунальные услуги очень велика. Именно этим объясняется тот факт, что у нас квартплата зачастую раза в два выше, чем, скажем, в средней полосе. На 2010 год для Мурманской области ФСТ установила предельно максимальный уровень тарифа на тепловую энергию в 114 процентов. Это означает, что рост может составить не более 14 процентов по отношению к 2009 году. Установлены также предельная максимальная и минимальная стоимость электрической энергии. Для населения она составляет от 1 рубля 75 копеек до 1 рубля 76 копеек за кВт.час. Исходя из этого, УТР разработало предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги, которые затем и были утверждены. Для каждого муниципалитета установлен свой максимальный уровень роста платы. Самый малый - 14 процентов. Максимальный - в Мурманске - 20 процентов.

- По инициативе президента РФ была проведена большая работа по мониторингу ситуации с тарифами, - напомнил Черечеча. - У нас на сегодня картина такая. Только в одном муниципальном образовании - Зареченске - обнаружено превышение установленных УТР предельно максимальных индексов. Оно составляет 7,33 процента. Главе администрации отправлено предписание с требованием прекратить нарушение закона и привести тарифы в соответствие с установленным индексом. На сегодня предписание не выполнено. Тому есть объективные причины, связанные с выборами, но до 7 апреля ситуация должна быть исправлена. Пока это единственный выявленный случай. То есть речи о 25-процентном барьере превышения уровня коммунальных платежей в Мурманской области не идет.

- Но как же быть с информацией, озвученной 16 марта на оперативном совещании Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области, о том, что рост тарифов на электроэнергию составил более 50 процентов? - поинтересовались журналисты.

Начальник УТР не стал отрицать очевидного.

- Это действительно так, - сказал он. - Я уже говорил о том, что ФСТ устанавливает нам определенный коридор роста тарифов. На электрическую энергию для категории «прочие потребители» он составляет от минимального 1 рубль 30 копеек до максимального 1 рубль 34,8 копейки. Но ФСТ устанавливает предельные уровни в целом по субъекту. А дальше уже применяется другая технология. Существует тарифное меню. Это что-то вроде таблицы. В одной колонке - количество часов использования мощности - так называемое ЧЧИ. В другой - уровень напряжения. Исходя из этих двух показателей и формируется тариф для каждого потребителя, за исключением населения. К сожалению, методика ФСТ, которой мы обязаны руководствоваться при вычислении тарифов, составлена таким образом, что такая вот нагрузка приходится как раз на тех потребителей, которые работают на низких уровнях напряжения и имеют малое количество часов использования. Кроме того, нужно учитывать еще один фактор. Еще комитетом по тарифному регулированию тарифы на электроэнергию на 2009 год в области были установлены ниже предельно минимального. Вместо 118 - 111 процентов. Но все почему-то про эти «каникулы» забывают. Это и дало рост больше обычного. И еще одно обстоятельство. Мурманская область является получателем федеральных средств по межтерриториальному перекрестному субсидированию. Существует трехстороннее соглашение между региональной администрацией, Министерством энергетики РФ и ФСТ. Его суть сводится к тому, что наша область должна свести на нет перекрестное субсидирование и чтобы происходило выравнивание наших тарифов с остальной генерацией, находящейся в первой ценовой зоне оптового рынка. В связи с этим был разработан алгоритм, согласно которому необходимо устанавливать тариф на определенном уровне. Так вот, на 2010 год мы обязаны были установить тариф на уровне 134,8 процента. Что, собственно, и совпало с максимальным уровнем тарифа, установленного ФСТ. В противном случае мы бы лишились федеральных денег. Вот факторы, которыми было обусловлено такое повышение.

На вопрос, стоит ли северянам ожидать перерасчета коммунальных платежей, Александр Черечеча ответил:

- В Зареченске точно. Деньги людям должны быть возвращены. И если подобную ситуацию выявят где-нибудь еще, алгоритм действий будет таким же.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ