«Если всего бояться, то нечего и браться за дело. А уж взялся, надо идти вперед с полным осознанием ответственности за каждый шаг на новом месте работы», - считает Олег Заболотский, не так давно назначенный губернатором Мурманской области на должность председателя регионального комитета рыбохозяйственного комплекса. О том, какие первоочередные задачи предстоит решать рыбной отрасли Заполярья, о ближайших планах мы и попросили рассказать руководителя главного рыбацкого штаба региона.

- Олег Николаевич, лишь совсем недавно дела мурманских рыбаков вроде как пошли на поправку, а буквально еще вчера только и разговоров было, что рыбная отрасль - это проблема на проблеме. Они годами не решаются и неизвестно когда разрешатся. Не было сомнений, когда принимали предложение возглавить такое «беспокойное хозяйство»?

- Давайте начнем с того, что рыбная проблематика мне хорошо известна. В свое время я уже работал в данном комитете, затем возглавлял отдел Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства. Так что нынешнее мое повышение - прежде всего лишь расширение круга вопросов и, следовательно, ответственность на порядок выше. Но я совершенно осознанно пошел на это. В конце концов, я родился и вырос в этом городе, здесь окончил мореходку. С морем всю жизнь были связаны мои родители. И потому я никогда не был в стороне от проблем мурманских рыбаков.

- В последнее время в Мурманске побывали самые высокие лица государства и отрасли. Внимание, уделяемое центром вопросам развития рыбохозяйственного комплекса региона, помогает в решении неотложных проблем?

- Прежде всего тех, которые здесь, на месте, трудно согласовывать с представителями многочисленных федеральных ведомств, непосредственно связанных с добычей и особенно доставкой рыбы на берег. И то, что премьер-министр Путин после визита в Мурманск дал конкретные поручения руководителям таких ведомств, вселяет даже не надежду (надеяться можно всю жизнь), а оптимизм и уверенность, что о нас в министерских коридорах не забудут.

О проблемах говорится не один год, только вот решаются они, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы. В немалой степени опять же из-за того, что вопросы контроля за поставками рыбопродукции на берег находятся в ведении одновременно сразу нескольких служб. Сегодня можно сказать, что сложились конструктивные взаимоотношения с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, пограничным управлением ФСБ по Мурманской области. Многие неувязки «развязываются» теперь заметно оперативнее.

Надеюсь, с таможенной службой вскоре решится вопрос упрощенного таможенного оформления судов, осуществлявших промысел в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в течение рейса не заходивших в иностранные порты, не перегружавшие в море улов на иностранные суда. Отменить таможенное оформление надо бы также и для доставляемой судами продукции, предназначенной для дальнейшей переработки или реализации на территории России.

Полагаю, то же самое можно сказать и о так называемой таможенной амнистии. Год назад благодаря ей зайти в родные российские порты смогли десятки «незаходных» ранее судов, изрядно пополнив объем доставленной на внутренний рынок рыбы. До этого они обходили отечество стороной из-за непомерно высоких пошлин и НДС, коими облагались и сейчас снова облагаются суда, приобретенные, построенные и даже просто отремонтированные за границей. Между тем именно эти суда являются сегодня самыми «боеспособными» единицами отечественного рыбодобывающего флота. Упомянутая же амнистия была слишком скоротечной. Почему бы отмену уплаты пошлины и НДС не сделать нормой закона? Сейчас свои предложения правительству по данному поводу готовит Росрыболовство.

старение рыболовецкого флота. В нынешнем техническом состоянии отечественные судостроительные верфи физически не могут восполнить брешь, возникающую из-за все более усиливающегося старения российского рыбопромыслового флота. Со временем, безусловно, ситуация изменится. Но пока приходится закупать суда за границей. А наши верфи для начала должны соответствовать мировому современному уровню судостроения. Целесообразнее использовать уже зарекомендовавшие себя иностранные технологии, развивать сотрудничество и кооперацию с передовыми иностранными компаниями. В частности, построив судно там, затем по их проверенному проекту организовать строительство уже на наших стапелях.

Но пока не надо мешать судам-«иностранцам» спокойно заходить в родные российские порты. И постараться создать такие условия, чтобы они не просто в соответствии с законодательством здесь на таможне «отмечались», а затем все равно груз везли на экспорт. Нужна не такая поставка для галочки, а действительно полная выгрузка и дальнейшая переработка сырья на отечественных фабриках. И переработка глубокая, качественная. Чтобы с готовой продукцией осваивать европейский рынок. Почему бы и нет? Да и наш внутренний необъятный рынок пора бы уже отвоевать у импортной продукции. Точнее, нашими же рыбаками выловленной рыбы, но в заграничной красивой упаковке. Только в Мурманской области есть уже целый ряд предприятий, по качеству выпускаемой продукции вполне способных конкурировать с иностранными поставщиками.

- И если уж говорить о потенциале мурманских предпринимателей, то нельзя, наверное, не сказать и о таком альтернативном источнике пополнения рыбного рынка, как аквакультура.

- Кольский полуостров имеет в этом отношении огромный ресурсный потенциал. А главное - регулярно возобновляемый. Да, благодаря грамотной эксплуатации водных биоресурсов общий запас многих видов рыб, в том числе трески и пикши, находится в стабильном состоянии. Что позволяет сегодня ставить вопрос об увеличении квот на вылов. Но все же природа всегда способна зло пошутить с рыбаками, и сезон на сезон не приходится. Товарное выращивание, искусственное воспроизводство ценных видов рыб - те преимущественные стороны аквакультуры, что делают ее если не полноправным заменителем, то по крайней мере надежным подспорьем в укреплении продовольственной безопасности страны.

Нельзя не сказать и о такой «визитной карточке» Кольского полуострова, как спортивно-любительское рыболовство. При грамотной постановке дела эта сфера деятельности способна приносить региональному бюджету немалую прибыль. Ведь половить атлантического лосося в натуральных природных условиях к нам съезжаются любители со всего света! Но и здесь, как мне кажется, не стоит останавливаться на достигнутом и «зацикливаться» на одной лишь семге. Внутренние водоемы Мурманской области богаты и другой рыбой, поймать которую для многих такое же удовольствие и даже «экзотика». Это и щука, и окунь, и кумжа. Северный речной рыболовный туризм можно развивать и развивать.

И практически не используется у нас такой перспективный вид туризма, как рыбалка морская. Частным предпринимателям вполне по силам организовать выход в море туристов на небольших катерах. Также можно использовать в этих целях временно незадействованные рыболовецкие суда. И экипажам работа, и казне пополнение. А в целом повышение рентабельности эксплуатации флота. Надо использовать в полной мере все имеющиеся у нас варианты. Поддержка властей - хорошо. Но и самим надо двигаться вперед.

Фото: Федосеев Л. Г.
Андрей ПОПОВ