Отопительный сезон в нашей области составляет почти 9 месяцев. В областном центре в нынешнем и прошлом годах он заканчивался в один и тот же день – 8 июня. А годом раньше затянулся еще на неделю. И, тем не менее, серьезных срывов в обеспечении северян теплом допущено не было, хотя аварийные ситуации и случались. Об этом говорилось на заседании правительства, на котором в числе прочих вопросов обсуждались итоги работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства в осенне-зимний период 2009-2010 года.

Как отметил министр энергетики и ЖКХ Геннадий Микичура, в течение отопительного сезона в области было зарегистрировано 19 аварийных ситуаций. Это почти в 2,7 раза меньше чем в предыдущем. Причем, двух происшествий, в Зареченске и Минькино, могло и не быть, если бы о начавшихся сбоях информация поступила вовремя. Ведь именно для этого областным правительством и был создан ситуационный центр, готовый принять меры своевременного реагирования на подобные сообщения. Во всех случаях во время восстановительных работ население обеспечивалось коммунальными ресурсами от аварийных источников тепло- и электроснабжения, своевременно подвозилась питьевая вода.

Особое внимание в своем докладе Геннадий Микичура уделил проблеме долгов населения перед ресурсоснабжающими организациями. К началу отопительного сезона эта задолженность равнялась 6 миллиардам 155 миллионам рублей. Ненамного меньше она была и к его окончанию. В настоящее время собираемость платежей населения за жилищно-коммунальные услуги составляет около 86 процентов. Самая высокая задолженность - в ряде поселений Кольского района, ЗАТО Александровск. Наибольший ее прирост отмечен в Туманном, Мончегорске и ЗАТО Островной. На 20 процентов выросли также долги мурманчан.

Но собрать платежи с населения еще недостаточно. Не менее важно своевременно и в полном объеме перевести эти средства от управляющих компаний тепло- и электроснабжающим организациям. А это остается пока серьезной проблемой. И наиболее остро проявилась она в Пушном, Териберке, Туманном и Апатитах. Вопиющее положение сложилось в Териберке. Здесь ООО «ТЖКХ», которое обслуживает всего 8 многоквартирных домов, должно за поставленные коммунальные услуги 7,3 миллиона рублей. И это при задолженности населения меньше миллиона. Средний уровень оплаты этой управляющей компанией за поставленное тепло составляет в I квартале текущего года всего около 10 процентов.

Еще в 11 муниципальных образованиях управляющие компании перечислили в апреле 2010 года за коммунальные ресурсы менее половины положенных сумм.

Для нормализации работы теплоснабжающих организаций из бюджета области бюджетам муниципальных образований перечислена субсидия в размере 500 миллионов рублей на погашение задолженности учреждений бюджетной сферы перед теплоснабжающими организациями и 193,2 миллиона - на компенсацию выпадающих доходов этих организаций. Однако этих средств, подчеркнул министр, недостаточно. Для компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям области требуется дополнительно около 2,5 миллиарда рублей сверх тех объемов, которые выделяются областным бюджетом.

- Задолженность перед ресурсоснабжающими организациями в 6 миллиардов совершенно неприемлема. Пора ставить вопрос о личной ответственности за действия управляющих компаний, работающих на их территории, - подчеркнул в ходе обсуждения Дмитрий Дмитриенко. - А о какой ответственности может идти речь, если в той же Териберке местная власть не отчиталась ни за один рубль субсидий из областного бюджета. Где при злостных неплатежах за энергоресурсы управляющая компания находит полмиллиона рублей на собственное премирование! Сейчас этим вопросом занимаются правоохранительные органы.

Губернатор поставил перед министерством и муниципалитетами задачу подготовить конкретные предложения, как совместно действовать в сложившейся ситуации. А для глав муниципалитетов и руководителей управляющих компаний обозначил подготовку к новому отопительному сезону и принятие мер к ликвидации задолженности перед энергоснабжающими организациями за потребленные коммунальные ресурсы, а также обеспечение собираемости платежей населения за жилищно-коммунальные услуги не менее 95 процентов как первостепенные задачи. Их невыполнение главами муниципалитетов будет однозначно трактоваться как невыполнение служебных обязанностей, отметил Дмитрий Дмитриенко.

Органам местного самоуправления области, всем заинтересованным организациям рекомендовано также обеспечить готовность жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период, оформление паспортов готовности и прием в собственность бесхозяйных сетей с подготовкой их к работе в осенне-зимний период.

И. о. первого заместителя губернатора Алексей Савин обратил внимание на недопустимость порочной практики, когда руководители муниципальных образований несвоевременно, не в полной мере информируют областную власть о возникающих проблемах. Алексей Савин считает возможным добиться выполнения такой задачи: полностью исключить на территории области нарушения деятельности систем жизнеобеспечения более чем на 24 часа.

Региональное правительство также рассмотрело и приняло за основу стратегию социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года. О ней наша газета неоднократно рассказывала в ходе подготовки этого документа. На заседании правительства его представил министр экономического развития области Юрий Ефремов.

Один из разделов разработчики стратегии назвали «Вызовы развития Мурманской области» с подзаголовком «Для чего нужна стратегия развития?». Здесь отмечены «точки» рисков и возможностей развития. Из этого они и исходили, определяя возможные сценарии развития региона.

«Пространство возможных сценариев развития Мурманской области «рассечено» на два разнородных горизонта: комплексное освоение с опорой на развитую городскую систему «противостоит» вахтовому освоению кладовых Кольского полуострова и шельфа», - говорится в документе. В этих границах и были сформированы четыре вероятных сценария развития Мурманской области: «Кладовая» - стратегический запас», «Терминал и «База флота», «Мировые ресурсы», «Столица Арктики». Именно последний разработчики считают наиболее амбициозным, но в то же время в полной мере соответствующим сегодняшним требованиям и амбициям России в отношении Арктики. Этот сценарий принят как целевой. Его ключевые параметры: активная стратегия комплексного освоения с опорой на развитые городские системы, открытое для международных обменов пространство. Предполагается, что успешная реализация этого сценария позволит к 2025 году увеличить валовый региональный продукт почти вчетверо - до 846,8 миллиарда рублей.

Реализацию стратегии предполагается осуществить в несколько этапов. Для каждого из них определены целевые показатели.

Еще один документ, представленный на суд членов регионального правительства, рассчитан на более краткосрочную перспективу. Речь идет о концепции создания индустриального парка в Мончегорске, с которой познакомила участников заседания заведующая сектором экономического мониторинга, анализа и прогноза комитета промышленности Ольга Борисенко.

Идея создания индустриального парка в Мончегорске родилась во время подготовки к I Мурманскому экономическому форуму. Инициаторы проекта: ОАО «Кольская ГМК» и администрация Мончегорска опирались на наличие территории площадью 13,2 га с неиспользуемыми объектами промышленной недвижимости и возможностью подключения коммуникаций. Кроме того, градообразующее предприятие выразило готовность передать на аутсорсинг некоторые непрофильные функции.

Планируется, что для работы двух-трех десятков промышленных предприятий и предприятий промышленного сервиса на территории парка потребуется около 200 человек.

Предполагается, что основными услугами, которые будет оказывать индустриальный парк в Мончегорске, станут предоставление в долгосрочную аренду на льготных условиях земельных участков и производственных, складских, административно-хозяйственных и офисных помещений; содействие предприятиям и предпринимателям в создании и размещении на его территории промышленных производств и предприятий промышленного сервиса (ремонт, транспорт, логистика и так далее); поддержка начинающих предпринимателей через бизнес-инкубатор и содействие в продвижении и внедрении инновационных технологий на предприятиях горно-промышленного комплекса Мурманской области через инжиниринговый центр.

По предварительным подсчетам, общий объем инвестиций в реализацию проекта может составить около 600 миллионов рублей.

- Работа проделана большая и, несомненно, нужная, - отметил Дмитрий Дмитриенко, - однако есть ряд принципиальных вопросов, на которые мы обязательно должны получить четкие ответы до того, как документ будет вынесен на утверждение. В частности, необходимо очень тщательно оценить возможный перечень и объемы услуг, которые будут гарантированно востребованы КГМК. Здесь было бы правильно предварить решение о создании индустриального парка подготовкой и подписанием участниками проекта протокола о намерениях...

С учетом задумки разработчиков концепции использовать статус Мончегорска как моногорода и привлечь для создания парка более 450 миллионов рублей федеральных средств чрезвычайно важно заранее уточнить и согласовать правовую сторону и все детали использования механизмов государственно-частного партнерства.

Эти и некоторые другие вопросы будут проработаны в ближайшее время. К проекту предложено вернуться через две недели.

Юния ВАЛАМИНА