Мы очень часто слышим о тяжелой ситуации, в которой оказались предприятия, обеспечивающие область теплом. Об этом постоянно сообщают все СМИ, особенно в период подготовки к очередному осенне-зимнему сезону. Постоянно на слуху и проблемы с оплатой электроэнергии. А вот у предприятий водоканала все, кажется, должно быть хорошо. Воду им закупать не надо - забирай себе из озер и по трубам отправляй в города и поселки. И счета за воду в квитанциях не вызывают у граждан такой бурной реакции, как прочие, поскольку на их долю приходится процентов 6-7 от общей суммы. Тем не менее у этих предприятий такие же затруднения со сбором платежей, которые рождают не менее серьезные производственные проблемы.

Это ведь для потребителя вода из крана - просто вода и ничего больше. А для предприятия обеспечение населенного пункта этим жизненно важным ресурсом связано с колоссальными расходами. Например, для Мурманскводоканала 20 процентов себестоимости - затраты на электроэнергию, почти 30 - налоги. Остальное - зарплата сотрудников, топливо, реагенты, инструменты, расходные материалы и т. д... А ведь нужно еще и модернизацией предприятия заниматься, старые сети менять. Все это, разумеется, требует денег. Но где же их взять в достаточном количестве, если значительная часть населения не считает нужным за воду платить, а управляющие компании, в свою очередь, не очень-то охотно расстаются с деньгами добросовестных плательщиков? Кроме того, потребители платят за воду по тарифу, который не является экономически обоснованным. Чтобы он стал таковым, его надо повысить сразу процентов на 30. Но произвольно поднять тариф водоканал не может. Его величина ограничена предельными индексами, установленными в Москве.

- Наше предприятие отвечает за снабжение питьевой водой, сбор и очистку канализационных стоков в городах Мурманск, Кола, поселках Молочный, Мурмаши, Кильдинстрой, Шонгуй и Верхнетуломский, - рассказывает начальник службы сбыта ГОУП «Мурманскводоканал» Александр Власовских. - Из всего этого списка только к последнему населенному пункту у нас нет претензий. Работающая в поселке «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания» полностью оплачивает все выставляемые нами счета. Из Колы, как правило, поступает процентов 80 от суммы, предъявляемой к оплате. Из семи работающих там УК три - «Кола-Дом», «КолаЖилБытСервис» и «Управляющая компания «Кола-Дом» - имеют период задолженности 11 месяцев. И все три оплатили поставку нашего ресурса всего на 74-75 процентов. Общая сумма их долга - почти 5,4 миллиона рублей. Еще хуже обстоят дела с муниципальным предприятием «Служба единого заказчика» поселка Молочный. Там задолженность сохраняется еще с 2008 года и при среднемесячных начислениях в 700 тысяч не выплачено в целом более 10,5 миллиона рублей. Управляющая компания перечисляет водоканалу не более 52 процентов от суммы счетов. УК «Оптима» тоже не блещет показателями. За нею числится больше 4,5 миллиона долга. Счета оплачены на 45 процентов. Самая низкая платежная дисциплина в поселке Причальный. Местная управляющая компания ООО «Полимер» оплачивает чуть больше четверти от выставленной ей суммы. И это притом что процент собираемости с населения на самом деле выше.

В областном центре ситуация с платежами в целом гораздо лучше, потому что деньги мурманчан в основном перечисляются не управляющим компаниям, а непосредственно водоснабжающему предприятию. С сентября прошлого года ко взысканию долгов привлекается коллекторское агентство. От общей суммы переданной ему задолженности истребовано и перечислено уже более половины.

- С УК «Севжилсервис», которая работает в Ленинском районе Мурманска, у нас действует схема расчетов, отличающаяся от тех, что приняты с другими управляющими компаниями города, - продолжает Александр Власовских. - Деньги от населения поступают на расчетный счет Сбербанка, который информирует об этом УК. Та, в свою очередь, дает банку инструкцию, сколько и какой ресурсоснабжающей организации надо перечислить. Все эти операции проводятся в пределах 24 часов. Так что деньги по единым платежным документам мы получаем каждый день. Эта схема, как и говорилось, действительно прозрачна, справедлива и работает исправно. И тем не менее по отдельным квитанциям, которые используются в других районах города, уровень платежей процентов на 5 выше. Это потому, как мы считаем, что люди гораздо охотнее, а потому в первую очередь, оплачивают счета с небольшими суммами.

Долги никому не приносят пользы: ни жильцам, ни работникам водоканала. Одним он, как сказано в русской поговорке, хоть и невелик, да лежать не велит. А другие голову ломают, как концы с концами свести. Единственные участники коммунальных отношений, которые при наличии задолженности ничего не теряют, кроме репутации, - это управляющие компании. И, к сожалению, очевидно, что сегодня такие «мелочи», как престиж фирмы, мало кого из них волнуют.

Но дело в том, что неплатежи сказываются на качестве услуги. Чем меньше у водоканала средств - тем хуже трубы, тем чаще будут происходить аварии на сетях и насосных станциях, тем больше времени понадобится на их устранение, тем оранжевее будет водичка из домашнего крана.

Между тем за качество коммунальных услуг по закону ответственность несет управляющая компания. И вот когда жильцам надоест пить ржавую воду и они задумаются о том, кому еще можно доверить управление своим домом, вопрос репутации компании встанет во весь рост. Не было бы поздно.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ