В правительстве России, как уже сообщал «Мурманский вестник», подписано постановление о создании на территории нашей области портовой особой экономической зоны. Решение важное, значимое для региона и, можно сказать, выстраданное. Создания ПОЭЗ в порту Мурманск наш край добивался не один год. Соответствующие проекты были представлены на федеральный конкурс еще летом 2008 года. Но конкурс закончился для нас ничем. Тогда мурманский порт не вписался в жесткие рамки федерального законодательства. В частности, динамичное его развитие требует освоения западного берега Кольского залива. Но в таком случае созданная на обоих его берегах зона не имела бы общей сухопутной границы. А включить в ее территорию акваторию как раз и не позволял закон.

Однако от создания ПОЭЗ северяне отказываться не намеревались. Во многом благодаря усилиям региональной власти все препятствия были наконец устранены. Внесенные в законодательство изменения позволили не только создать особую зону на обоих берегах залива, но и исключить саму процедуру конкурсного отбора. И теперь долгожданное решение принято. О дальнейших планах реализации масштабного проекта рассказал заместитель министра экономического развития Мурманской области Виктор ГОРБУНОВ.

- Создание особой экономической зоны предусматривает три этапа. Какие именно?

- Первый этап - Лавна, иначе говоря, развитие западного берега Кольского залива. Там планируется построить нефтяной и угольный терминалы, а также терминал для перевалки генеральных грузов. К этому можно добавить новую железнодорожную ветку Выходной - Лавна, хотя непосредственно в зону она не входит. Строительством этой дороги в рамках программы развития транспортной системы России займется минтранс. В этом году оно уже должно было начаться. В названной программе было заложено 900 миллионов рублей на проектирование ветки и 1,5 миллиарда на строительство. К сожалению, кризис и ряд других обстоятельств внесли свои коррективы. Надеюсь, со следующего года начнутся подвижки. Тем более что уже принято решение о создании ПОЭЗ.

Второй этап - развитие восточного берега, где планируется построить контейнерный терминал и логистический центр. Здесь есть большие планы - с этой инициативой, как вы знаете, выступил губернатор Дмитрий Дмитриенко - по изменению всего морского фасада Мурманска. Необходимо максимально убрать с территории города перегрузку угля, сделать набережную.

- Но, насколько я знаю, ОАО «Мурманский морской торговый порт» в программе своего развития делает акцент именно на восточный берег. Это касается и перевалки угля.

- На мой взгляд, грейферная перегрузка угля с открытым хранением - это позапрошлый, даже не прошлый век. Порту тогда нужно значительно реконструировать свой терминал. Мы хотели бы предложить им объединить усилия с угольными компаниями, которые планируют строить терминал на западном берегу. Это было бы предпочтительнее. Но, конечно, планы порта - дело самого предприятия. Лишь бы соблюдались все санитарные нормы.

- Вернемся к этапам развития ПОЭЗ...

- Третий - это освоение имеющейся резервной площадки. Возможно, когда особая зона заработает, появятся новые инвесторы со своими предложениями. Нельзя все распланировать заранее, необходим резерв.

- Но инвесторы первого этапа уже определены?

- Да, конечно. «Кузбассразрезуголь», «Сибирский деловой союз» и «СУЭК» подписали соглашение о создании на западном берегу угольного терминала. Разработкой проекта нефтяного терминала занимается компания «Синтез Петролеум». Собственно говоря, проектно-сметная документация у них уже есть. Сами они займутся реализацией проекта или передадут его другому инвестору - пока вопрос. Дело в том, что терминал будет принимать нефть с Приразломного и Варандея. Возможно, «Лукойл» или «Роснефть», которые владеют этими месторождениями, захотят перекупить проект. Но это уже детали. А строиться терминал будет обязательно.

- Рыбный порт войдет в будущую зону?

- Да, мы планируем включить его на втором этапе. На первом в ПОЭЗ должны войти два рыбоперерабатывающих предприятия, расположенные на западном берегу. Особая экономическая зона для рыбаков - хорошая отдушина. Ведь их суда, построенные или модернизированные за границей, не заходят сейчас в родной порт из-за необходимости уплачивать НДС и пошлины. ПОЭЗ даст им возможность, не пересекая таможенную границу России, привозить сюда уловы, перерабатывать и вывозить на экспорт. Вывозить, подчеркну, не сырье, а переработанную продукцию, которая имеет добавленную стоимость. А та часть продукции, которая пойдет на внутренний рынок, будет проходить необходимые таможенные процедуры.

- Экономический эффект от создания зоны уже просчитан?

- Мы просчитывали его, конечно, в рамках всей программы комплексного развития Мурманского транспортного узла. Есть несколько вариантов прогноза. По самому осторожному из них к 2015 году Мурманский порт будет переваливать 54 миллиона тонн. Сейчас, напомню, порядка 35 миллионов, 10 из которых - нефть. Согласно оптимистичному прогнозу до 2020 года грузооборот возрастет до 130 миллионов тонн. В любом случае доля порта в валовом региональном продукте будет расти.

- Постановление о создании ПОЭЗ подписано. С чего начнется практическая работа по ее созданию?

- Сначала будет подписано соглашение между Мурманской областью, Кольским районом, городом Мурманском и минэкономразвития России. В нем будут определены полномочия и обязанности сторон. Затем пойдет практическая работа. Первоначально, как я уже сказал, на западном берегу. Скажем, Кольский район выделит землю и так далее. После организационной подготовки проекта начнется обустройство инфраструктуры. Нужно огородить периметр, создать таможенные терминалы, построить железнодорожную ветку. Возможно, уже одновременно с ее строительством инвесторы начнут создавать терминалы. Желание у них есть.

На втором этапе мы плавно сможем перейти на восточный берег. Здесь, конечно, все сложнее. Только на территории рыбного порта зарегистрировано около 120 совладельцев имущества и арендаторов земли. Достаточно обременений и в торговом порту. Будем этим заниматься.

Игорь ЯГУПОВ