Мощный, незамерзающий, глубоководный, перспективный. Таков он - главный порт Кольского полуострова. В начале июля совет директоров ОАО «Мурманский морской торговый порт» утвердил основные технико-экономические показатели программы развития предприятия до 2020 года. Предполагаются реконструкция первого грузового района и апатитового комплекса, а также строительство контейнерного терминала.

На перекрестке морских дорог

Расположенный на перекрестке нескольких транспортных коридоров Мурманский порт обеспечивает сообщение с портами Западной Европы, Восточного побережья США, Северного морского пути и архипелага Шпицберген. По объему переработанных сухих грузов в 2009 году он занял первое место на Северо-Западе России. Портовые мощности позволяют осуществлять перевалку любых генеральных и навалочных грузов, в том числе крупногабаритных, длинномерных и тяжеловесных.

Порт включает в себя несколько специализированных комплексов. Первый и второй районы занимаются перевалкой цветного металла, контейнеров, железорудного концентрата и угля. Третий - апатитового концентрата, поставляемого комбинатом «Апатит» и Ковдорским ГОКом. Действуют также комплексы по перевалке минеральных удобрений и глинозема.

ММТП может принимать суда, способные перевозить до 150 тысяч тонн. Интенсивность погрузки навалочных грузов достигает 20 тысяч в сутки. Ежегодно обрабатывается до 600 судов и 220 тысяч вагонов.

При этом 96 процентов грузооборота составляет экспорт. В основном это остается кузбасский уголь (доля в грузообороте составляет около 80 процентов), который отправляется в Европу. В Литву, Финляндию, Норвегию, Японию, Израиль, Нидерланды и другие страны отгружается апатитовый концентрат, в Китай - железорудный.

Объем перевалки импорта незначителен. В частности, с 2008 года порт принимает марганцевую руду из ЮАР. Каботаж в основном представлен грузами ГМК «Норильский никель» и ее филиалов на Кольском полуострове (оборудование, контейнеры, файнштейн, цветные металлы).

Следует заметить, что программа модернизации и развития планомерно реализуется на предприятии с 2004 года. Благодаря этому произошел существенный скачок грузооборота, который в прошлом году составил 15,1 миллиона тонн. Но уже сегодня пропускная способность и техническое оснащение порта позволяют увеличить его еще на четверть.

Работы прибавится

Российская политика дальнейшего освоения Арктики и Северного морского пути открывает для порта новые перспективы. Так, арктическая нефтегазодобыча (Штокман, Варандей и другие месторождения) и реализация проектов развития транспортных коридоров неизбежно приведут к увеличению перевозок через Мурманск оборудования, труб, контейнеров.

С началом эксплуатации Штокмана и газификацией Кольского полуострова станет возможным строить здесь заводы для производства минеральных удобрений. Благо что сырьевая база для этого у нас имеется. Как следствие, потребуются соответствующие мощности для экспорта уже не только апатитового концентрата, но и самих минудобрений.

По оценкам специалистов, ежегодный объем транспортировки контейнеров в направлении Дальний Восток - Северная Америка достигает 10 миллионов TEU (условная единица - эквивалент двадцатифутового контейнера).

Причем грядущие изменения никак не скажутся на перевалке угля. В обозримом будущем он останется самым эффективным и дешевым источником энергии. Это обстоятельство и оценка перспективных запасов свидетельствуют о том, что в ближайшие десятилетия Россия останется крупнейшим экспортером угля на европейском рынке.

Обозначенные перспективы нашли отражение в утвержденной программе развития Мурманского морского торгового порта до 2020 года. Она предусматривает несколько масштабных мероприятий.

Первый грузовой преобразится

Реконструкция грузового района № 1 предполагает образование причальной линии общей длиной 540 метров и проектной глубиной 16,6 метра. Это даст возможность вести погрузку судов грузоподъемностью до 120 тысяч тонн. Засыпка «малого ковша» увеличит существующие складские площади на 55 тысяч квадратных метров.

В результате реконструкции пропускная способность грузового района к 2015 году увеличится с 6,4 до 12,9 миллиона тонн угля. При необходимости длина причальной стенки, глубина у причала и наличие портальных кранов позволят переориентировать его на перегрузку любых видов генеральных грузов или под контейнерный терминал на 300 тысяч TEU в год.

Проект предполагается реализовать в 2011-2014 годах. Стоимость строительства на данном этапе оценивается в 7 миллиардов рублей. Причем в период стройки грузооборот района не снизится, так как причалы будут выводиться из эксплуатации для реконструкции поочередно.

Принятию решения о реконструкции 1-го района предшествовал тщательный анализ существующих и перспективных грузопотоков. По экспертной оценке, в ближайшие пять лет возрастет перевалка угля, железорудного концентрата и окатышей, а также появится новый грузопоток - строительные грузы для освоения Штокмановского месторождения. Общий прирост объемов перевалки составит более 6 миллионов тонн. Подхватить его да еще с резервом пропускной способности для пиковых нагрузок позволит только широкомасштабная реконструкция.

Реализация проекта намечена совместно с ФГУП «Росморпорт» на принципах государственно-частного партнерства и должна стать одним из самых крупных инвестиционных проектов Мурманской области на ближайшие пять лет.

Без пыли и мусора

Кроме того, модернизация одновременно решает еще несколько задач. И первая из них - экологическая безопасность. Осознавая масштабы своего воздействия на окружающую среду, ММТП уже сейчас придает огромное значение природоохранной деятельности. На предприятии разработана и реализуется экологическая программа. Она, в частности, предусматривает мероприятия по уменьшению ущерба природной среде, снижению сбросов загрязняющих веществ в Кольский залив и постоянный экологический контроль.

С 2005 года ежегодные затраты порта на различные природоохранные мероприятия составляют в среднем около 20 миллионов рублей. За это время удалось практически полностью исключить пыление апатитового концентрата и угля. Значительно сокращен уровень выбросов котельной.

Но порт находится практически в центре города, и дополнительные меры предосторожности не будут лишними. А проект предусматривает сосредоточение перевалки угля в грузовом районе, наиболее удаленном от жилой застройки.

Вторая задача - обеспечение перевозок по Северному морскому пути. Уже в ближайшие годы ожидается, что по этой трассе будет транспортироваться около двух миллионов тонн грузов. Этот объем планируется перегружать на высвобождающихся площадях грузового района № 2.

Увеличение грузооборота ММТП позволит создать дополнительно более 50 новых рабочих мест непосредственно в компании. Кроме того, еще несколько сотен работников будут задействованы в сюрвейерских, агентских и других фирмах, занятых обслуживанием грузопотоков.

Необходим контейнерный терминал

Реконструкция и развитие причалов № 17 и № 18 позволят апатитовому комплексу соответствовать требованиям рынка за счет увеличения пропускной способности терминала, приема судов грузоподъемностью до 50 тысяч тонн, сокращения сроков их обработки и увеличения емкости склада.

В планах порта также строительство контейнерного терминала за причалом № 19. Созданию такого терминала уделяют большое внимание и правительство России, и зарубежные корпорации. Это связано с перегруженностью портов Европы, ростом перевозки грузов в контейнерах, потребностями развития арктических месторождений и возрождением Севморпути. Создание специализированного комплекса по перевалке контейнеров c пропускной способностью до 1 миллиона TEU в год - назревшая необходимость.

Максимальный результат за меньшие деньги

Реализация столь масштабной программы ММТП потребует развития всех видов транспорта. Особое значение при этом имеет строительство железнодорожной инфраструктуры. Необходимо развитие Мурманского железнодорожного узла, подходов к нему, строительство новых и реконструкция действующих станций, увеличение пропускной способности станции Мурманск.

Как можно заметить, в планах ММТП акцент сделан на первоочередное развитие восточного берега Кольского залива. По мнению специалистов предприятия, строительство и реконструкция специализированных терминалов на нынешней территории порта наиболее целесообразны. Ведь здесь уже имеются железнодорожные пути, подстанции электро- и водоснабжения, а также гидротехнические сооружения. Их модернизация потребует гораздо меньше капиталовложений, чем строительство новых на западном берегу. Появится возможность использовать незадействованные в настоящее время объекты, а также кадровый потенциал областного центра. Подобный подход будет способствовать развитию инфраструктуры города в целом.

Фото:
Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманский торговый порт.
Игорь ЯГУПОВ