Обеспечение обороноспособности страны, зарплата учителей и врачей, финансовая поддержка социально незащищенных граждан - средства на эти, как, впрочем, и на многие другие цели, выделяются из бюджета. А он, в свою очередь, в значительной степени формируется за счет налогов. 21 ноября - День работника налоговых органов Российской Федерации, которым в этом году исполнилось двадцать лет. Накануне профессионального праздника мы встретились с руководителем управления ФНС России по Мурманской области Сергеем РОДИОНОВЫМ.

- Сергей Викторович, с кризисом-то область справилась?

-Уже по итогам работы за девять месяцев этого года она достигла докризисного уровня по сбору налогов в консолидированный бюджет России. Объем их поступлений превысил показатель аналогичного периода 2008 года на 10 процентов. Отмечен рост платежей по налогам на доходы физических лиц, на добычу полезных ископаемых, имущественным.

- Распределение поступающих налогов между бюджетными уровнями, с вашей точки зрения, сбалансировано? Бизнес высказывает мнение, что разумнее больше оставлять там, где они собираются.

- На протяжении последних лет основная часть собираемых налогов остается на территории области. Так, в 2007-2008 годах в ее консолидированный бюджет перечислено 77 процентов всех налогов и платежей, а в федеральный соответственно 23 процента. В конце 2008 года правительство России внесло изменения в ряд нормативных документов, направленные на поддержание бюджетов регионов. Например, при снижении общей ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов ставка налога в региональные бюджеты увеличена с 17,5 до 18 процентов. В 2009-м и в текущем годах на территории области осталось уже 89 процентов собранных налогов.

- Правительство региона поставило перед муниципалитетами задачу максимального расширения налогооблагаемой базы на местах. Налоговые органы области работают с муниципальными властями в этом направлении?

- Подобное взаимодействие - основной фактор роста поступлений региональных и местных налогов. По инициативе нашего управления и при поддержке губернатора в мае прошлого года создана региональная межведомственная комиссия по обеспечению доходов бюджета. Затем соответствующие комиссии были созданы во всех городских округах и муниципальных районах края.

Одним из важных направлений нашей работы является повышение качества администрирования земельного налога. После перехода с 2006 года на новые принципы налогообложения недвижимости на основе рыночной (кадастровой) оценки его доля в налоговых поступлениях бюджетов муниципальных образований возросла. Создание полной базы данных о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения по земельному налогу, - задача, которую мы решаем во взаимодействии с Росреестром, правительством региона и органами местного самоуправления.

- Налоговая нагрузка на бизнес уменьшается или растет? Каковы перспективы?

- В течение последних десяти лет государство последовательно снижало налоги, создавая благоприятные условия для развития российской экономики. С 2004 года с 20 до 18 процентов снижен НДС, с 35,6 до 26 процентов - ЕСН. Перечисление можно продолжить. Скажем, в прошлом году, в период кризиса, с 24 до 20 процентов была снижена ставка по налогу на прибыль.

За последние пять лет налоговая нагрузка в целом по стране снижена почти на 4 процента ВВП. По итогам 2009 года она составила 30,3 процента ВВП. При этом 9,1 процента дали экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых, уплаченные в основном нефтяной и газовой отраслями, на которые падает гораздо более высокая по сравнению с другими секторами экономики фискальная нагрузка. В 2008 году налоговая нагрузка по нашему региону составила 23 процента к ВРП, а в 2009-м - уже лишь 18,07 процента.

Согласно комментариям минфина России дальнейшее снижение налогового бремени вряд ли удастся проводить. Кроме того, в 2011 году вступят в силу отложенные решения об увеличении ставок страховых взносов, введенных вместо ЕСН. Традиционно будут проиндексированы акцизы, причем на алкоголь и сигареты - снова в размерах, превышающих инфляцию.

В целом же, по словам статс-секретаря - заместителя министра финансов России Сергея Шаталова, сегодня правительство не готово увеличивать налоги. Поэтому предложения в этом направлении не рассматриваются. Однако не исключено, что набранные обязательства потребуют вернуться к этой теме. Тогда придется выбирать, какие налоги можно повысить с наименьшими потерями для экономики в целом.

Следует отметить, что в бюджетном послании президента РФ к Федеральному собранию определено, что рост доходов бюджета должен быть обеспечен прежде всего за счет улучшения администрирования уже существующих налогов. Также бюджетное послание предусматривает возможность оптимизации налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности - в первую очередь инновационной направленности - в том числе и за счет снижения ставок налогов на прибыль, НДС, имущество, земельного налога и страховых взносов.

- Плоская шкала НДФЛ. Не пора ли от нее отказаться в пользу прогрессивной?

- Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов среди самых насущных шагов следует назвать отказ от плоской шкалы налогообложения, действующей с 2001 года. В Госдуму уже внесен законопроект, направленный на введение прогрессивной шкалы НДФЛ. Естественно, прогрессия должна начинаться с доходов физических лиц, на порядок превышающих среднюю заработную плату по стране. В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что прежняя ставка налога - 13 процентов - сохранится в отношении подавляющего большинства работающих граждан.

Предлагаемые в законопроекте ставки НДФЛ направлены на частичное выравнивание доходов населения. Ведь сегодня разница между группами с самыми низкими и самыми высокими доходами, по некоторым оценкам, достигает 25 и более раз.

Применение прогрессивной шкалы НДФЛ в случае принятия закона, безусловно, позволит увеличить поступление этого налога в бюджеты субъектов РФ и активно решать стоящие перед ними экономические и социальные задачи, что особенно важно в нынешний кризисный период. Для примера возьмем Мурманск. Общая сумма поступлений НДФЛ от жителей города в 2009 году составила 2,4 миллиарда рублей. В случае введения прогрессивной шкалы налога, предусмотренной законопроектом, дополнительные поступления от работающих граждан с годовым доходом от 1,8 миллиона рублей составят примерно 270 миллионов.

- Не так давно в прессе вновь велась дискуссия о необходимости замены НДС налогом с продаж...

- В условиях кризисных явлений в экономике любые попытки «поднять руку» на НДС минфином России не поддерживаются, поскольку сегодня этот налог остается важнейшим источником доходов бюджета. Вообще говоря, НДС обладает весьма сложным «характером». Он не является полным аналогом какого-либо из прямых налогов, но его нельзя считать и «чистым» налогом на потребление. Помимо трех ставок налога существует еще масса льгот. Режим налогового контроля предельно формализован. Администрирование налога ведется двумя самостоятельными службами - ФНС и ФТС, а сбор осуществляет третья - казначейство. Все это, к сожалению, не мешает распространению мошеннических схем, в результате применения которых бюджет теряет значительные суммы. В то же время следует подчеркнуть, что НДС может стать простым и эффективным налогом как для государства, так и для налогоплательщиков. Для этого надо разумно построить систему его администрирования, предельно осторожно отнестись к льготам и ставкам.

- Сегодня, накануне празднования 20-летия создания налоговых органов, в том числе и в Мурманской области, пожалуй, правильно вспомнить и о людях, которые стояли у истоков службы...

- Ее создавали, что называется, с колес. Не было времени на раскачку, не было специалистов-налоговиков. В ту пору их просто не готовил ни один вуз. Приходилось работать и учиться одновременно. С первых дней налоговую службу региона возглавил Владимир Михеевич Москвин. Он руководил управлением 17 лет. Такой послужной стаж в России был всего лишь у нескольких его коллег. Этот человек много сделал для создания и развития финансовых и налоговых органов нашего края. Его заместитель - Нина Мухангалиевна Жалгасова тоже трудилась в налоговых органах области много лет. Она курировала очень важное направление работы - экономический блок. Долгие годы отдали нашей системе бывшие начальники инспекций Людмила Федоровна Дружечкова, Галина Николаевна Шестерикова, Тамара Михайловна Кирюшина, Валентина Михайловна Фирсова. Сегодня они на заслуженном отдыхе, но в коллективах их помнят и благодарят за переданный опыт. А в Кандалакше и Коле и по сей день налоговые органы возглавляют начальники, образно говоря, первого призыва. Двадцать лет во главе межрайонной ИФНС № 1 по Мурманской области стоит Любовь Ивановна Паклина. Галина Николаевна Ким сегодня руководит межрайонной ИФНС № 7, под контролем которой находится самый большой по территории район области - Кольский.

- А налогоплательщики за прошедшие годы изменились?

- Несомненно. В начале 90-х годов понимание необходимости уплаты налогов было у немногих. Новая служба зачастую воспринималась в штыки. Правовой нигилизм был чуть ли не признаком хорошего тона. Сегодня эти времена остались в прошлом. Нет, о том, что все налогоплательщики добровольно и сполна готовы платить налоги, пока говорить еще рано. Но есть главное - понимание необходимости уплаты налогов.

Справка «МВ»

Государственная налоговая инспекция в составе минфина РСФСР была образована в марте 1990 года. Процесс создания налоговых органов на местах в целом завершился летом того же года. В Мурманской области в них работало тогда всего 195 человек. На новую работу в первую очередь приглашали квалифицированных экономистов, финансистов, бухгалтеров, юристов из различных отраслей народного хозяйства.

Сегодня управление Федеральной налоговой службы России по Мурманской области имеет в своем подчинении 10 инспекций, в том числе 6 межрайонного уровня, одна из которых - специализированная, по крупнейшим налогоплательщикам. В общей сложности в них трудятся свыше полутора тысяч сотрудников.

Фото: Ещенко С. П.
Руководитель управления ФНС России по Мурманской области Сергей Родионов.
Игорь ЯГУПОВ