Ровно полтора года пост главы регионального минфина оставался вакантным. С 1 декабря на него назначена Татьяна ПОРОНОВА. О состоянии финансовой системы края и основных задачах, которые ставит перед собой новый министр финансов Мурманской области, Татьяна Михайловна рассказала нашей газете.

- До недавнего времени вы занимали аналогичную должность в правительстве Иркутской области. С чем связан переезд в Мурманск?

- Закончился один проект и начался другой. Вся моя жизнь связана с финансами - сначала предприятия, затем города, районы, области. В настоящее время экономическое пространство в стране организовано таким образом, что каких-либо препятствий для работы в разных регионах не существует. Определяющими факторами являются желание работать и умение добиться результата.

- В каком состоянии находится «финансовое хозяйство» региона?

- Пока не хотела бы публично делать какие-то выводы. Хотя, конечно, как у профессионала они у меня есть. Но в большей степени их следует обсуждать внутри правительства и министерства. В целом не могу сказать, что в финансовой системе региона увидела для себя что-то особенно отличающееся от Иркутской области. Или какие-то вещи, которые надо срочно менять. То есть финансы Мурманской области - не кризисная тема, просто настал период включения показателей результативности. Сформирован резервный фонд субъекта, в межбюджетных отношениях максимально использованы выравнивающие характеристики. Много системности в программах ведомств. Но все-таки есть вопросы, которые нужно решать. Они касаются и продвижения результирующих показателей в отраслях, и изменений организационного порядка. Например, принятие бюджета. Хотелось бы, чтобы обсуждение его параметров шло на стадии формирования, а не принятия. Во многих регионах существует так называемое нулевое чтение проекта бюджета. Оно позволяет согласовать то, что будет выноситься на общее обсуждение, и своевременно устранить замечания.

- Какие задачи вы ставите перед собой в новой должности?

- Основной проект, который хотелось бы реализовать (и мы уже начали это делать), - бюджетирование, ориентированное на результат. Как бы ни ругали финансовый орган за сухость в подходах, но мы хотим, чтобы в работе была системность, которая приводила бы к конкретным результатам, возможности измерить в количестве и объеме, а также оценить качественно. Нужно максимально убрать субъективные показатели, уйти от формулы: «Почему вы это делаете? - А так было всегда!» Мы уже доросли до того уровня, когда можно жить по системе координат. Когда есть критерии, по которым предоставляется государственная услуга, и есть результат ее исполнения. Не все будут довольны. Потому что кто-то, возможно, выпадет из новой системы. Но нужно жить в тех условиях, которые выдвигает время - не команда, не Поронова, а само время, сами граждане, которые сегодня диктуют условия, на которых они хотят получать от государства ту или иную услугу. А все остальное - это лирика. Возможно, просто нежелание отпускать от себя бюджетный источник финансирования.

- Бюджет области на 2011 год. Можно ли его назвать посткризисным?

- Я бы, пожалуй, в таких оптимистических оценках не говорила про будущий год. На сегодня бюджет региона 2011 года, как, впрочем, и 2010-го, очень серьезно подкрепило кредитование министерства финансов России. И в этом, конечно, заслуга губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко. Если бы не столь настойчивая работа первого лица региона с ведомством, с которым крайне сложно работать, потому что оно действует исключительно в системе показателей, то сегодня не было бы такой поддержки от федерального минфина. Эти кредиты очень большое подспорье для бюджета области.

- Где находится равновесие между социальными обязательствами бюджета и его балансом?

- Есть классика построения бюджета. Если в бюджете меньше 40 процентов идет на заработную плату с налогами, то в нем есть возможность найти инвестиционную составляющую. Так же, если не менее 10 процентов идет на отрасли, развивающие инфраструктуру, например, строительство дорог (подчеркну: не их ремонт), строительство жилья, то положено начало для развития любой территории. Поэтому в какое-то время, на мой взгляд, было бы разумным удержать социальные параметры, не наращивать их. А если и вводить какие-то новые формы социальной поддержки, то в замещение прежних. А все дополнительные доходы - экономика у нас сейчас стабилизировалась, есть тренд на ее рост, - которые поступают в область в виде налогов, в большей степени направлять на развитие. Что в дальнейшем принесет дополнительные налоги, новые рабочие места.

- Как вы планируете выстроить работу с муниципальными образованиями? Какие проблемы здесь, с вашей точки зрения, существуют?

- В первую очередь, мне кажется, в наших муниципальных образованиях достаточно слабо поставлена работа в жилищно-коммунальном хозяйстве. В частности, при планировании тех ресурсов, которые оно потребляет. Поэтому сегодня у муниципалитетов, как только наступает отопительный сезон, сразу возникает проблема обеспечения топливом. Второй момент: мне показалось, что в Мурманской области у многих руководителей на местах присутствует иждивенческий подход - «нам все должны». Они считают так: вы нам дайте деньги, а мы уж там разберемся, куда их потратить. Взаимоотношения с областью - магистраль с двухсторонним движением. И это касается не только финансирования, но и сферы ответственности каждого. Нет пока конструктивного подхода: мы можем сделать вот это, а от области хотели бы вот этого, а в результате мы вместе придем к такому-то результату. В муниципалитетах необходимо развивать именно эту идеологию. Поэтому в будущем году продолжится практика распределения дотаций за эффективное управление финансами.

- А выравнивание бюджетной обеспеченности территорий? Получается - один глава муниципалитета старается, добивается роста доходов местного бюджета. И его территория получает дотацию. А другой - ничего не делает и...

- ...ничего не получит.

- Логично, конечно. Но население-то не виновато.

- Да, но, с другой стороны, разве не население определяет, кто будет руководить этой территорией? Кого выбрали - тот и управляет. Мы стараемся сделать процесс сравнения территорий достаточно открытым. Чтобы и депутаты местного уровня, и люди могли увидеть, как смотрится их муниципальное образование в сравнении с другими. Это первое. Второе: мы же принимаем в расчет не напрямую те доходы, которые получает та или иная территория, а темпы их роста, ту самую дельту, движение вперед. И здесь мы опять приходим к понятию результативности.

Игорь ЯГУПОВ