Стоимость бензина и дизельного топлива продолжает расти. Это, по мнению специалистов регионального управления Федеральной антимонопольной службы, связано с повышением закупочных цен заводов-производителей нефтепродуктов. Но дело, оказывается, не только в интересах производителей.

Впрочем, бесспорно, что стоило в декабре крупнейшим поставщикам горюче-смазочных материалов - НК «Роснефть»-«Мурманскнефтепродукт» и «ЛУКОЙЛ - Северо-Западнефтепродукт» - увеличить мелкооптовую стоимость дизтоплива на 1197 и 1100 рублей за тонну соответственно, как розничные цены выросли сразу от 70 копеек до 1 рубля 40 копеек за литр солярки. Дорожает, хотя и медленнее, бензин. Все знакомые водители и даже незнакомые таксисты ругаются, мол, ценник слишком часто меняется.

Так, посмотрим, о чем же свидетельствуют чеки с заправок? 15 января минувшего года мы заплатили на «Статойле» 21,99 рубля за литр дизтоплива. Потом ситуация относительно стабилизировалась: по крайней мере, и 1 мая, и 4 октября - 22,89. А вот 8 декабря - 25,19, 27-го - 26,99. В первой декаде нынешнего месяца - уже 28,59. Почти на рубль больше, чем бензин Аи-92. Таким образом, за год розничная цена на заправках «Статойла» поднялась на 5 рублей. И останавливаться, похоже, не собирается. Примерно то же - у остальных операторов. В чем причина? Специалисты Мурманского УФАС, проведя мониторинг в декабре 2010-го, сделали вывод: оптовые и розничные цены повышаются пропорционально закупочной цене заводов-изготовителей. То есть все законно.

Информационное агентство «K NEWS» сообщило: 24 декабря власти Кузбасса обратились в ФАС. Губернатор Кемеровской области посетовал на значительный рост стоимости дизельного топлива - на 44 процента. Основной причиной этого кузбассцы считают монополию нефтяных компаний.

Кстати, еще в марте РИА «Новости» проинформировало, что ФАС намерена разобраться со скачком цен на горюче-смазочные материалы. Тогда в европейской части России летнее дизельное топливо подорожало на 1-1,3 тысячи рублей за тонну (ситуация аналогична нынешней. - Авт.), а в Сибири и на Дальнем Востоке - от 1, 3 до 2, 3 тысячи рублей. Разобрались ли? Видимо, да. На официальном сайте ФАС немало сообщений о том, что по искам этой службы крупные оптовики время от времени выплачивают крупные же штрафы за злоупотребление положением монополистов и необоснованное повышение стоимости топлива. А кто-то и оспаривает иски в суде. Однако, как видим, положение дел мало меняется: цены на время замирают, после чего вновь идут вверх.

«Что будем делать? Может, устроим «час тишины» на бензозаправках города?» - рассуждают владельцы машин из Апатитов и Кировска на популярных форумах.

- Да ведь это проблема не только автомобилистов, - считает региональный представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Алексей Коваленко. - Каждый из нас представляет, какова топливная составляющая в ценах на многие товары и услуги. Подорожает не только такси (кстати, в конце декабря в Апатитах стоимость проезда в такси увеличилась на 10 рублей. - Авт.), но и продукты, промтовары... Проблема касается как тех, у кого под окном стоит автомобиль, так и тех, кто целый день сидит на скамеечке во дворе. Помогут ли акции протеста? Сомневаюсь. Более того, смело можно предположить, что москвичей, ведь именно там принимаются все судьбоносные решения, такое положение дел на самом деле должно устраивать. Для них проблема не в дороговизне топлива, а в перегруженности трасс. И если на дорогах столицы, где живет десять процентов населения страны, станет меньше автомобилей, многие вздохнут с облегчением.

Алексей рассказал также, что ФАР как раз выступала за то, чтобы поднять акцизы на топливо - но с тем, чтобы одновременно снизить транспортный налог. Логика вполне понятна: платить больше должен тот, кто чаще ездит, а не тот, у кого «лошадиные силы» простаивают в гараже. Однако вышло наперекосяк. Цены на горючку повысились, поправки в закон об акцизах еще в стадии обсуждения в Госдуме, налог, как уже заявлено, никто и не думает отменять. А об акцизах известно, что с этого года планируется поэтапно ввести еще один, чтобы найти средства на дорожное строительство.

Эксперты утверждают, что литр бензина обходится производителю в 7-10 рублей, остальное - прибыль компании и налоги (доля последних достигает 60 процентов - такая цифра прозвучала в интервью исполнительного директора Российского топливного союза), да еще доход цепочки продавцов. В аналитической записке по этому поводу, опубликованной на сайте топливного союза, приводится мнение представителя одного из действующих в нашей стране нефтяных совместных предприятий: «Ни для кого не секрет, что цены начинают расти тогда, когда чиновники начинают говорить об увеличении налогов». Его коллега из другой компании пояснил, что текущий рост цен на бензин вызван повышением стоимости нефти на мировом рынке, а перспективный рост будет обусловлен налоговыми инициативами властей, в частности, введением акцизов.

Остается поверить экономистам, что понятия «справедливая цена» не существует. А про выгоду многим останется размышлять лишь в одном ракурсе: не начать ли снова пользоваться автобусом?

Зоя КАБЫШ, Апатиты