Мурманский морской рыбный порт готовится стать одним из резидентов (попросту говоря, основных участников) создаваемой в заполярной столице портовой особой экономической зоны - ПОЭЗ. Правда, лишь на втором этапе, реализация которого начнется после 2012 года. Но уже сейчас дел и забот у руководства предприятия хватает.

Ведь надо во всеоружии подойти к поворотному событию. А то, что оно станет для порта именно таковым, здесь никто не сомневается. И связывают с вхождением в ПОЭЗ большие надежды.

- А пока ведется кропотливая работа с собственниками имущества на территории порта. Это предприятия различной формы собственности, частные лица. На сегодня их выявлено более семидесяти. И у каждого надо спросить предварительное согласие на вхождение в зону, - объясняет начальник службы экономического анализа ММРП Людмила Шнякина. - Почти пять десятков таких собственников его уже дали, но кто-то еще размышляет. Есть и три «отказника».

- И что с ними собираетесь делать? Их же вот так запросто не возьмешь и не выселишь?

- Потому и ведется с каждым индивидуальная работа, - вступает в разговор помощник гендиректора рыбного порта Антон Артемьев, - вопрос ведь действительно щекотливый. Если такое предприятие граничит с забором, то его можно будет просто выгородить, и оно окажется за пределами зоны. Если же находится где-то в ее центре этаким анклавом, то проблема будет решаться на государственном уровне. По закону орган управления ПОЭЗ должен выкупить имущество собственников, не пожелавших в нее войти. В любом случае будет принято какое-либо взаимоприемлемое решение. Думаю, сумеем договориться. Были ведь подобные ситуации на западном берегу Кольского залива. Там даже с военными, традиционно нескорыми на решения, удалось найти общий язык.

Чего же прежде всего ждут в порту от ПОЭЗ? По мнению Артемьева, необходимо загрузить простаивающие мощности, ведь сейчас порт хорошо если на треть использует имеющийся потенциал. И активнее привлекать грузы, не связанные с рыбной отраслью. На предприятии отдают себе отчет, что даже при самом удачном раскладе в разы рыбопродукции больше не станет. А инвесторов искать желательно таких, которые уже имеют своих постоянных клиентов. Рынок ведь давно поделен. Потому любой проект надо создавать под конкретные, реальные грузы. Нельзя начинать строить терминал для перевалки хоть нефти, хоть угля, не имея договоренности с людьми, готовыми такой груз предоставить.

Возможно также, что это окажутся грузы, связанные с разработкой арктических нефтегазовых месторождений. В ней будет задействовано немало оборудования иностранного производства, в том числе для буровых платформ, ввоз которого на территорию России облагается таможенными пошлинами. В ПОЭЗ этого не происходит. Она будет служить как бы перевалочной базой, где, не заходя на таможенную территорию РФ, грузы с одних транспортных судов перекочуют на другие и отправятся дальше, на платформы. Компании, занятые подобными операциями, уже всерьез интересовались этими возможностями, которые появятся у рыбного порта после вхождения в ПОЭЗ.

- Так что создание зоны, - продолжает Антон Артемьев, - это еще и привлечение крупных игроков. В самом Мурманске больших инвесторов нет. Им пока интересен разве что торговый порт. Но ведь он тоже не резиновый. А резервы, которыми располагает рыбный порт, могут приглянуться бизнесменам из иных краев и стать хорошим вариантом привлечения инвестиций в город.

Сейчас на территории ММРП в основном располагаются мелкие компании, но зато имеющие здесь собственность. Они смогут выгодно ее продать или перепрофилировать под интересы крупного инвестора, заодно создав дополнительные рабочие места. Могут и построить на привлеченные средства на своем земельном участке какие-то новые производства.

- И все же хочется надеяться, что Мурманский рыбный порт останется таковым не только по названию. Пусть прежних, советских времен, объемов рыбопродукции уже и не будет, но можно ли увеличить нынешние за счет привлечения рыбаков налоговыми и таможенными льготами в ПОЭЗ?

- Разумеется. И тут самое главное - зона открывает путь для так называемых незаходных судов, построенных или модернизированных на иностранных верфях. Ведь зайдя в ПОЭЗ, юридически на территорию РФ такое рыболовное судно не заходит. С оформлением вообще проблем будет куда меньше. В идеале зона должна приблизить нас по оперативности к норвежским портам. Там пришел, встал к причалу и уже через 20-30 минут разгружаешься. Да, сейчас и в нашем порту контролирующие рыбаков органы обычно укладываются в отведенные им три часа. Но все же хотелось бы, как у соседей. Только тогда мы составим им реальную конкуренцию. Наконец, почему сейчас вся основная рыбопереработка сосредоточена в Питере и Калининграде? Первый пользуется тем, что находится значительно ближе Мурманска к основному российскому рынку потребления, второй - вообще свободная экономическая зона. И в обоих ниже уровень энергозатрат и оплаты труда, чем у нас, на Крайнем Севере. ПОЭЗ выровняет интерес клиентов, мы станем, по крайней мере, не менее привлекательны. В обычных же условиях рыбопереработка в Мурманске неконкурентоспособна. Зона даст возможность рыбакам, не пересекая таможенную границу России, доставлять в родной порт улов, перерабатывать его и вывозить на экспорт. То же самое относится к уплате налога на добавленную стоимость. Необходимые таможенные процедуры будет проходить лишь та часть рыбопродукции, что пойдет на внутренний рынок.

Надеется Антон Артемьев, что ПОЭЗ даст возможность рыбному порту вложить средства, получаемые от инвесторов, и в развитие собственной инфраструктуры. Хозяйство большое, но довольно старое. Все-таки предприятию более 70 лет. А модернизация, в свою очередь, стимулирует приток рыбопродукции - если будут построены готовые принять дополнительные объемы новые холодильники. Ведь сегодня морозильных мощностей в порту постоянно не хватает, имеющиеся - перезагружены... Так что ПОЭЗ поможет вдохнуть новую жизнь в предприятие во всех отношениях.

Андрей ПОПОВ