Для нашего края в силу его мазутозависимости и климатических особенностей энергосбережение особенно важно. Правительство Мурманской области создало Агентство энергетической эффективности, которое будет заниматься организацией энергоаудита. Кто должен пройти такое обследование? В какие сроки и на какие средства? Эти и другие вопросы обсуждались на совещании, состоявшемся в министерстве энергетики и ЖКХ на минувшей неделе.

Кому обследоваться

- Закон № 261, обязывающий власти всех субъектов Федерации и муниципалитеты разработать свои программы энергосбережения, вступил в силу в 2008 году. Следуя ему, мы с вами должны провести первое энергетическое обследование всех объектов муниципальной и областной собственности до конца 2012 года, - обратился к представителям муниципалитетов, приглашенным на совещание, министр энергетики и ЖКХ области Геннадий Микичура. - Эту процедуру должны пройти все предприятия, находящиеся на территории региона и подпадающие под действие закона. Необходимо составить график и планы работ по энергоаудиту на два года. Результатом должен стать энергетический паспорт объекта обследования. Это унифицированный документ, утвержденный правительством. И все параметры, которые туда вносятся, едины для всех участников.

Директор Агентства энергетической эффективности Мурманской области Михаил Вахрушев пояснил, что требования к проведению энергоаудита изложены в главе 4 Закона № 261 «Об энергосбережении и энергетической эффективности...» Его цель - оценка фактического использования энергопотребления и выявление причин возникновения потерь энергетических ресурсов, определение потенциала повышения эффективности энергосбережения.

- Вообще, энергетическое обследование проводится на добровольной основе, - сказал Вахрушев. - Но есть организации, которые должны пройти его в обязательном порядке. Это органы государственной власти и местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц; организации, образованные с участием государства и муниципальных образований; предприятия и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, производство и транспортировку коммунальных ресурсов. То есть действие закона распространяется на все подведомственные учреждения, имеющие на своем балансе здания, транспорт, сети и вообще все, что потребляет и передает энергоресурсы. Первый энергоаудит необходимо провести до 31 декабря 2012 года. Последующие - не реже, чем один раз каждые пять лет.

Директор агентства предупредил собравшихся, что за нарушение сроков проведения энергетического обследования законом предусмотрена административная ответственность. Должностные лица и предприниматели могут расстаться с суммой от 10 до 15 тысяч рублей. Штраф для юридических лиц составляет от 50 до 250 тысяч.

Зачем нужен энергетический паспорт

Обследование проводится в отношении не объекта как такового, а продукции или юридического лица. Поэтому составленный по итогам аудита энергетический паспорт установит потребляющие энергоресурсы объекты, находящиеся на балансе юридического лица (будь то здание или движимое имущество, например, автомобиль), и определит объем потребления каждого из них. Обследование выявит также все возможные резервы экономии и повышения энергоэффективности. По его итогам должна быть сформирована программа реализации этих резервов, предусматривающая достижение плановых показателей.

- Законом установлено, что в год вам нужно экономить не менее 3 процентов ресурсов, - подчеркнул директор агентства. - Поэтому в энергетическом паспорте и присутствует раздел с программой реализации рекомендуемых мероприятий, которые позволят сократить энергопотребление в обследованных организациях и предприятиях как минимум на 15 процентов до 2015 года. То есть чем позже вы проведете энергоаудит, тем меньше времени у вас останется на проведение всех необходимых мероприятий. При составлении плана обследования нужно учесть время на то, чтобы заложить в бюджете и провести необходимые средства. Для получения объективной и достоверной информации очень важно соотнести аудит с установкой приборов учета. Потому что без организации учета энергоресурсов обследование вам ничем не поможет.

От чего зависит цена

Пока невозможно сказать, сколько будет стоить энергоаудит. Практики заключения договоров фактически нет, и цена сегодня устанавливается только на основе договоренностей заказчика и аудитора. Анализируя ситуацию на рынке, сотрудники агентства выявили несколько типов ценообразования на эти услуги. Первый - в зависимости от технических параметров здания: площади, объема, числа помещений и т. п. Второй - в зависимости от годового потребления подлежащих обследованию энергоресурсов. Как правило, цена варьируется от одного до пяти процентов этого потребления. Есть и более простые способы. Например, по количеству помещений.

- Сейчас мы продолжаем заниматься анализом предложений на этом рынке. Будем разрабатывать рекомендации для определения предельной стартовой цены при проведении конкурсов, - сообщил представителям муниципалитетов области Михаил Вахрушев.

Как выбрать аудитора

Что касается процедуры выбора компании-аудитора, то организовать ее можно несколькими способами. Конкурсный отбор проводится либо самостоятельно каждым учреждением, либо централизованно - на муниципальном или областном уровнях. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Но централизация позволяет привлечь более квалифицированные кадры для составления технических заданий и контроля за энергоаудитом. Кроме того, она дает возможность свести к минимуму трудовые затраты учреждений на конкурсные процедуры, применять единую методику, которая позже позволит получить сопоставимые данные. Самое главное - централизованное проведение конкурсов позволит получить более выгодные ценовые предложения за счет объема закупки.

- Централизация проведения конкурсов на уровне области кажется нам более привлекательной. Это позволяет нам выбирать среди саморегулируемых организаций - СРО, объединяющих компании, которые специализируются на проведении энергоаудита, а не самих компаний, - пояснил Геннадий Микичура. - Как правило, в СРО входит от 25 до 100 компаний. И можно будет широким фронтом охватить всю эту процедуру. К тому же ответственность СРО гораздо выше, чем какой-то конкретной организации. Договорная конструкция в таком случае тройственная: между заказчиком, аудитором (исполнителем) и СРО.

Дело в том, что в саморегулируемых организациях формируется компенсационный фонд. И если аудитор где-то напортачил, СРО именно оттуда покрывает убытки учреждения. Ну и, конечно, проведение конкурса на более высоком уровне позволяет влиять на цену предоставляемой услуги, типизировать методику ее формирования и применения единых расценок для Мурманской области.

По закону энергоаудит могут проводить только те организации, которые входят в профильное СРО. Кого попало к этой работе не допустят. Также в некоторых СРО существуют система добровольной сертификации и так называемый обменный фонд применяемых инструментов, лабораторий и методик. Стоит отметить, что сегодня в стране в сфере энергообследования работают 57 СРО. В нашем регионе - ни одной.

Задачка для муниципальных властей

- Мы провели анализ муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности на предмет наличия в них мероприятий по проведению энергоаудита. Всего в программах заложено 169 миллионов рублей на проведение энергообследования, - констатировал Михаил Вахрушев. - Но осталось неясным, действительно ли в бюджетах предусмотрены эти средства или же программа живет своей жизнью, а бюджет - своей. В программах Мончегорска, Печенгского и Терского районов, Умбы, Варзуги, Колы, Молочного, Междуречья, Туломы вообще не предусмотрены средства на проведение аудита. Мы направили в адрес муниципалитетов два запроса, цель которых - подтолкнуть вас к составлению на эти два года программы энергообследования. Чтобы вы провели полную инвентаризацию тех объектов, которые подлежат аудиту, заложили в бюджеты соответствующие средства и сподвигли свои подведомственные организации предусмотреть средства на эти цели. Наша задача - на основании представленных вами данных сверстать областную программу проведения обязательного энергетического обследования.

Областной бюджет поможет

- Закон этого не требует, но мы бы хотели, чтобы в договор энергообследования была заложена обязанность аудитора через год провести повторное экспресс-обследование, - рекомендовал представителям муниципалитетов Михаил Вахрушев. - То есть аудитор разработает перечень мероприятий, которые учреждение должно за год выполнить. Затем через год он проведет повторное обследование и подтвердит, что его мероприятия выполнены и привели к прогнозируемому эффекту. Вот тогда мы будем считать, что аудит проведен качественно. То есть на этот год нужно заблокировать некую сумму для проведения повторного аудита. А отчет о повторном обследовании покажет нам, проводило ли учреждение работу по энергосбережению за прошедший год или оно провело обследование, положило паспорт на полочку и ничем больше не занималось. Кроме этого есть четкое понимание, что необходимо проводить первичное энергетическое обследование с элементами энергосервисных контрактов. Суть такого контракта в том, что компания-аудитор проводит обследование, формирует перечень мероприятий и реализует их в дальнейшем на собственные средства. Возврат средств происходит за счет перераспределения возникающей в результате проведенных мероприятий экономии расходов на оплату коммунальных услуг - например, в пропорции 50 на 50.

Присутствовавшие на совещании поинтересовались, если нет возможности привлечь аудитора в рамках энергосервисных контрактов, то за счет каких средств будет проводиться энергоаудит.

- За счет местного бюджета. Но с учетом того, что все они дотационные, без участия области тут не обойтись. Поэтому после того, как все будет рассчитано, суммы и графики проведения определены, областной бюджет поможет на условиях софинансирования, - успокоил представителей местных администраций министр энергетики и ЖКХ Геннадий Микичура. И, завершая заседание, сказал:

- Вы не с того начинаете. Не с денег надо начинать, а с организации работ.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ