Передача муниципальным образованиям непрофильного имущества минобороны - речь, как правило, идет о котельных, сетях, детских садах, домах офицеров и жилом фонде - для нашей области весьма актуальна. О совещании рабочей группы, занимающейся этой проблемой, наша газета уже рассказывала. Вопросов, как отметил тогда министр энергетики и ЖКХ Геннадий Микичура, здесь пока, к сожалению, больше, чем ответов.

На днях расширенное совещание, посвященное этой же теме, провел министр имущественных отношений Александр Чиглинцев. В нем приняли участие специалисты областных минэнерго и ЖКХ, минобразования и науки, а также управления по тарифному регулированию.

- Из более чем 14 тысяч объектов в 22 муниципальных образованиях мы отобрали 573. Из них 122 - теплоснабжающие объекты и инженерные коммуникации, 415 - жилой фонд. Но список постоянно уточняется, - сообщил Александр Чиглинцев. - Как правило, они находятся в плачевном состоянии. Особенно котельные и сети. Сейчас мы разослали их перечни в муниципальные округа, с тем чтобы уточнить состояние и, самое главное, суммы, требующиеся на возможное восстановление и содержание всего этого хозяйства. Кроме того, многие объекты должным образом не оформлены - ни земельные участки под ними, ни сами здания. Это также является препятствием для их передачи. Мы обратились и в правительство России, и в минобороны, чтобы до конца года сформировать окончательный перечень и определиться с объемом денежных средств, внеся соответствующую корректировку в бюджет области на следующий год.

По линии регионального министерства образования и науки, как сообщил заместитель министра Сергей Мякишев, в перечне представлены 16 детских садов. (По данным минимущества - таких объектов 19. Так что перечень еще подлежит сверке.) Многие из них размещены в приспособленных помещениях, ни в одном здании нет автоматической системы пожаротушения. А капитальный ремонт за последние годы проводился только в девяти.

Но самый главный вопрос - даже не техническое состояние этих объектов, а тот факт, что почти все они расположены в закрытых военных городках. Иначе говоря, с передачей их в муниципальную или областную собственность могут возникнуть проблемы. В некоторые детсады специалистов министерства даже не допустили с проверкой. Поэтому финансовый расклад их дооснащения и необходимых ремонтных работ весьма приблизительный.

Наименее болезненно, по мнению Сергея Мякишева, вопрос может быть решен в Мончегорске и Ловозере. Там нет очереди в дошкольные учреждения. А значит, детсады минобороны можно просто закрыть, переведя детей в уже существующие муниципальные.

Хотя даже наличие мест еще не гарантирует простого решения. Не менее важна шаговая доступность детсада. Как было подчеркнуто в ходе заседания, в том же Мончегорске он расположен в удаленном от города гарнизоне. И не все родители с готовностью станут возить ребятишек в другой.

С остальными садами ситуация еще сложнее. В Печенгском районе, например, в очереди стоят более 400 человек. Поэтому муниципалитеты в принципе готовы принять от военных их детсады. Они оказались бы очень кстати. Но, как уже было сказано, проблем с передачей хватает.

Еще более сложная задача - у министерства энергетики и ЖКХ. Ему придется заниматься передачей котельных, сетей, а также, по-видимому, и жилфонда.

- Есть объекты, где имеются только стены и крыша, - отметил и. о. заместителя министра Андрей Иванов. - Муниципалитеты должны направить нам свои предложения по всем объектам. После уточненной оценки имущества можно будет хотя бы приблизительно определиться с деньгами. Вопрос еще и в том, на кого лягут эти затраты.

- Муниципальные образования с таким тяжелым грузом сами справиться не смогут, - подчеркнул и. о. заместителя министра имущественных отношений Сергей Бунтов. - До мелочей сейчас, конечно, все предусмотреть невозможно. Но муниципалы должны понимать, что им все же придется принимать эти объекты. По большому счету стоит задача освобождения минобороны от несвойственных ему функций. И котельные, сети и жилфонд не могут быть просто брошены. Поэтому уже сейчас необходимо обозначить эту проблему в ценовом выражении и начать работу по изысканию ее финансового обеспечения. Оно должно пойти с федерального уровня. Потому что у нас нет местных ресурсов для такого количества объектов. Так что уместно говорить о финансовой компенсации этого процесса.

Игорь ЯГУПОВ