Немногим более года остается до окончательного перехода учреждений бюджетной сферы на работу в новых условиях финансирования. Все государственные и муниципальные учреждения обретут правовой статус казенных, бюджетных или автономных учреждений нового типа. Работники бюджетной сферы по привычке ждут новшеств с немалой долей опасений за свою дальнейшую судьбу. В причине таких настроений попытались разобраться защитники их интересов - активисты отраслевых профсоюзов во время рабочей встречи по вопросам реализации 83-ФЗ в нашей области.

Бесплатных услуг не бывает

В области 1360 учреждений бюджетной сферы. Сейчас идет работа по изменению их статуса, разделению на казенные, бюджетные и автономные. Казенные финансируются полностью из бюджета, а, если что и заработают на платных услугах - деньги направляют в бюджет. Автономные и бюджетные получают субсидии, которые направляются на выполнение государственного задания, содержание имущества, которым его наделил учредитель, и на иные цели.

- В областном правительстве в августе прошлого года создана рабочая группа по реализации положений 83-ФЗ, - рассказала начальник управления финансирования социальной сферы регионального министерства финансов Ольга Пода. - Этот федеральный закон предусматривает изменение правового статуса бюджетных учреждений. Прежде все учреждения финансировались на основании смет из бюджета, теперь бюджетные и автономные будут получать субсидии на выполнение госзаданий и содержание имущества. Они будут компенсировать расходы учреждений на выполнение государственного задания и содержание особо ценного движимого и недвижимого имущества, а средствами, полученными за оказание дополнительных платных услуг в рамках уставной деятельности, а также за услуги сверх установленного госзадания, смогут распоряжаться самостоятельно. Надо также отметить, что госзадание определяется в натуральной, а не денежной форме: сколько детей предстоит обучить в школе, сколько человек должны пройти лечение в больнице и так далее. Причем определяется и уровень качества оказания этих услуг.

Во время встречи неоднократно подчеркивалось, что для граждан - получателей услуг бюджетных учреждений практически ничего не изменится. И абсолютно точно новшество не повлечет за собой ухудшения уровня обслуживания. Скорее, наоборот - ведь усилится контроль за количеством и качеством предоставляемых услуг. Ведь они и не были бесплатными - за них платило государство, и оно не намерено отказываться от своих обязательств.

Реализация требований 83-го закона ни в коем случае не связана с получением прибыли бюджетными учреждениями. Бюджетные и автономные учреждения являются некоммерческими организациями. Бесплатные услуги для граждан таковыми и останутся. Никто не собирается, что называется, выкачивать деньги из населения. Перечень и уровень прежних, оплачиваемых государством услуг остается. Но, если бюджетная организация готова оказать и какие-то дополнительные услуги в рамках своей уставной деятельности - у нее есть такое право. Средства, полученные в итоге, могут быть направлены на развитие учреждения, что приведет к повышению качества его работы.

Как отметил председатель комитета по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Леонид Мостовой, существующая система бюджетных отношений не позволяет оценивать качество предоставления услуг, а тем более влиять на эти показатели.

Перечень услуг и показатели качества утверждаются профильными комитетами. Переход от планирования по смете к планированию через субсидии требует четкого разделения услуг, оказываемых по госзаданию, и платных: того, что гарантируется государством и предоставляется сверх этого.

Теперь информация с перечнем оказываемых услуг и показателями качества обязательно должна быть размещена в учреждении на информационном стенде в зоне всеобщей доступности. Законом это вменяется в обязанности учреждения.

- На сайте, на информационных стендах - все должно быть четко и понятно расписано: какие услуги и какого качества оказывает учреждение, - подчеркнул Леонид Мостовой. - А возможность зарабатывать ему предоставляется только сверх установленных госзаданием услуг, которые оплачиваются из государственных средств. Но и платные - только из тех, что прописаны в уставе организации. То есть Дворец культуры не будет сдавать в аренду места для торговли овощами.

ФЗ бояться - успеха не видать

На рабочей встрече в облсовпрофе профсоюзный актив стремился понять все тонкости перемен, которые повлечет за собой вступление в силу 83-ФЗ: чем отличаются друг от друга три типа учреждений, изменится ли объем финансирования фондов заработной платы, что такое госзадание, которое, например, в ряде домов культуры ассоциируют только с организацией торжеств в честь государственных праздников...

Участники встречи от областного правительства заверили, что вступление в силу закона совершенно не повлияет на объем финансирования бюджетных учреждений в сторону его снижения. Необоснованными являются и страхи рядовых сотрудников по поводу угрозы сокращения штатов. То же касается и заработной платы, ее никто не планирует снижать. Более того, если руководитель сможет реализовать права, которые появятся у учреждения, возможен и рост зарплат сотрудников.

По словам Ольги Пода, одна из главных задач, которые ставятся теперь перед бюджетными организациями, - это необходимость обеспечения прозрачности их деятельности. Не секрет, некоторые из них и сейчас осуществляют бизнес, только в теневом варианте. Деньги порой взимаются за услуги, которые уже оплачены государством, ведь их перечень и качество четко не определены. Население не знает, что и как оно должно получать. Чтобы обеспечить выполнение этих задач необходимо продуманное планирование, доведение до каждого учреждения государственного задания и его финансовое обеспечение; решение учредителем имущественных вопросов и строгий контроль - с публикацией отчетов учреждений в СМИ или на сайтах.

Контроль за начальством

Во время встречи был задан вопрос, кто будет оценивать качество оказания услуг в автономных учреждениях. Как оказалось, этим будут заниматься наблюдательные советы в составе 5 - 11 человек. Это представители учредителя, органа государственной власти, наделенного полномочиями органа управления (комитет имущественных отношений, чтобы здание, не дай бог, не ушло из областной собственности), органов местного самоуправления, представители самой организации (но, если речь идет о ДК, например, ни директор, ни его заместитель не могут входить в состав совета, а вправе, например, представитель профкома или наиболее авторитетный работник). Могут быть в совете и представители общественных организаций, например, союза театральных деятелей...

- Пока никто никого не гонит в автономные или иные учреждения, - отметил председатель комитета по культуре Сергей Ершов. - Конечно, автономные учреждения логичнее создавать в крупных центрах, у нас - речь, прежде всего, о Мурманске. Но, как оказалось, в большей степени успех зависит от самого руководителя учреждения. Кировск, например, оказался единственным муниципальным образованием, где три культурно-досуговых учреждения уже с января 2010 года получили автономию. Речь идет о городском Дворце культуры, принадлежавшем прежде ОАО «Апатит», и двух маленьких сельских клубах в поселках Титан и Коашва. Один из результатов работы по-новому - у всего персонала: и творческого, и технического на треть выросла заработная плата. По словам Сергея Ершова, на коллегии в Кировске выступающие директора этих учреждений «не захлебывались от восторга, но и рыданий не было».

Реализация закона требует большого количества профессиональных, компетентных руководителей - как учредителей, так и директоров организаций, которые, с одной стороны, хорошо знают специфику работы, с другой - знакомы с современными технологиями управления.

Юния ВАЛАМИНА