Многообещающую картину нарисовал премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе состоявшегося на днях совещания по вопросу повышения эффективности строительства и эксплуатации автодорог. Воссозданные федеральный и региональные дорожные фонды до 2020 года аккумулируют порядка 8 триллионов рублей. За этот же срок только в рамках федеральных проектов, без учета региональных программ, в стране намечается построить 18 тысяч километров дорог. Так зачем же было городить огород с ликвидацией таких перспективных фондов?

- Они существовали в конце 90-х - начале 2000-х годов, - объясняет министр транспорта и связи Мурманской области Юрий Чуйков, - аккумулировавшиеся в них средства направлялись на содержание, ремонт и реконструкцию дорог регионального значения. Но затем на федеральном уровне были признаны неэффективными. С учетом имеющегося опыта возрожденные фонды имеют несколько принципиальных отличий. Прежде всего, перешли на бюджетное финансирование напрямую из региональных бюджетов. Определены и источники наполнения. Их круг достаточно широк, что дает возможность для маневра. И тут главное - участие бизнеса. Ранее единственным механизмом привлечения инвесторов к дорожным работам на участках, которые им как собственность не принадлежали, были, по существу, лишь благотворительность и пожертвования. Теперь в федеральном законодательстве прописано четко: средства от частных и юридических лиц могут поступать на официальной основе. Учитывая серьезную инвестиционную политику, проводимую правительством Мурманской области, надеемся, что эта статья будет далеко не последней в наполнении дорожного фонда.

- А самим потенциальным инвесторам это будет интересно?

- Думаю, да. Возьмем для примера Териберку, где запланировано строительство объектов нефтегазового сектора. Представителям данной отрасли надо, чтобы транспортно-логистическая схема по доставке туда грузов и людей действовала бесперебойно. Мы заинтересованы, в первую очередь, чтобы была обеспечена круглогодичная транспортная доступность к жителям Териберки. Так что желания наши в этой части совпадают. Дорога-то до поселка одна и необходима всем.

Кроме того, по мнению Юрия Чуйкова, нельзя забывать и об инвесторах, представляющих малый и средний бизнес на территории области. Они пусть не крупные, но зато их много. Открывая новый магазин или автостоянку, предприниматель имеет прямой интерес к долевому участию в ремонте имеющегося и даже при необходимости в строительстве нового участка дороги, проходящего рядом с их объектом. Ведь если есть приличные подъездные пути, у бизнеса на порядок возрастает вероятность увеличения притока клиентов, а значит, в конечном итоге роста и денежного оборота.

В региональном минтрансе подготовлен проект закона Мурманской области о региональном дорожном фонде. Проводятся консультации по данному вопросу с минфином и минюстом. И вполне возможно, что уже на первую осеннюю сессию, намеченную на сентябрь, законопроект будет вынесен на рассмотрение Мурманской областной думы. На федеральном уровне аналогичный закон уже принят.

Возвращаясь к озвученным премьером на совещании цифрам, напомним, что по планам в федеральном дорожном фонде будет аккумулировано не менее четырех с половиной триллионов рублей. Из них 2,7 триллиона намечено направить на строительство и реконструкцию дорог, 1,8 триллиона - на их ремонт и содержание. Объем региональных дорожных фондов должен составить до 2020 года почти 4 триллиона рублей.

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Андрей ПОПОВ