Новой вехой в освоении транспортного коридора Северного морского пути станет проект, старт которому был дан на днях в заполярной столице. Суда Мурманского морского пароходства начали транспортировку грузов компании «ЕвроХим» по трассе СМП. 13 и 14 июля из порта Мурманска вышли два балкера пароходства, «Михаил Кутузов» и «Дмитрий Пожарский», которые взяли курс на северокитайский порт Джинтанг. На борту - железорудный концентрат Ковдорского ГОКа общим весом 44 000 тонн.

Общее расстояние от Мурманска до портов Северного Китая через трассу Северного морского пути 6 900 миль. Сухогрузы арктического класса «Михаил Кутузов» и «Дмитрий Пожарский», дедвейтом 23 000 тонн каждый, в сопровождении одного из атомных ледоколов без остановок пройдут по акватории Северного Ледовитого океана, через Берингов пролив вдоль границ России, Японии и Южной Кореи. Ледовая проводка будет осуществляться от пролива Карские Ворота до острова Врангеля и составит около 2 000 миль. Расчетное время в пути - от 25 до 27 суток.

Осуществление этого проекта стало возможным благодаря стратегическим договоренностям между Мурманским морским пароходством, «ЕвроХимом», Мурманским морским торговым портом и «Атомфлотом». А использование Северного морского пути - это выгодная альтернатива традиционным маршрутам доставки грузов в Китай, которые проходят через Суэцкий канал или мыс Доброй Надежды. Оперативность перевозок существенно увеличится - почти вдвое сократится период транспортировки, который привычным путем составлял два месяца. К тому же логичнее перегружать производимый у нас концентрат в ближайшем к Ковдору порту - в Мурманском.

Как отметил на пресс-конференции, посвященной этому событию, генеральный директор Мурманского морского пароходства Александр Медведев, основной задачей возглавляемого им предприятия с первых лет его создания было обеспечение жизнедеятельности Северного флота и всех населенных пунктов, которые располагаются на побережье, в том числе и доставка грузов в Арктике.

- В разные годы мы перевозили разный объем, - отметил Александр Михайлович. - Пик пришелся на 1987 год, когда все пароходства, включая и Мурманское, транспортировали по Северному морскому пути чуть менее семи миллионов тонн грузов. Трасса СМП была грузовой давно, и создавало ее не одно поколение российских моряков, причем не только наших, пароходских. Сегодня идею транзита грузов по этому направлению, с запада на восток, активно продвигает и «Атомфлот». Для нас также важно найти встречный груз, чтобы обеспечить загрузку балкеров в обратном направлении. Ведь двустроннее движение грузов наиболее выгодно для судо- и грузовладельцев.

Директор по логистике компании «ЕвроХим» Игорь Нечаев признался, что поначалу в успех этой инициативы было сложно поверить. Ведь Северный морской путь представляется суровой трассой, непроходимой определенную часть года. Однако энтузиазм коллег и их способность к компромиссу сделали свое дело - проект состоялся.

- В этом немалая заслуга наших партнеров - пароходства, «Атомфлота», Мурманского торгового порта, - сказал Игорь Нечаев. - Для «ЕвроХима» Северный морской путь - неплохая альтернатива, поскольку традиционные маршруты имеют ряд проблемных моментов. Движение судов вокруг Африки не только занимает больше времени, а значит, экономически менее эффективно, но и сопряжено с определенными политическими сложностями, которые есть в этом регионе. А путь по железной дороге через Забайкальск вынуждал нас сталкиваться с проблемами другого рода - груз в зимнее время смерзается, его становится сложно перегружать. Плюс постоянно растущие железнодорожные тарифы. Так что новый путь представляется разумным.

Игорь Нечаев подчеркнул, что первый рейс не станет каким-то единичным событием - это начало большой и долговременной работы. В перспективе, по его словам, компания считает это направление стратегическим и намерена переваливать таким образом 2,5-3 миллиона тонн концентрата в год - это логично, здраво и экономически обосновано.

- Та доля железорудного концентрата, которую целесообразно транспортировать по Северному морскому пути, - сказал Нечаев, - будет перевозиться по нему, остальное пойдет традиционным путем. В любом случае, свое присутствие с продукцией Ковдорского ГОКа в Мурманске мы увеличиваем.

Для области это весьма положительный момент, ведь налоги горно-обогатительный комбинат платит именно здесь, не говоря о том, что сотрудники мурманских компаний обеспечиваются работой.

- Я уверен, что именно СМП в недалеком будущем станет единственной альтернативой всем традиционным путям транспортировки, - сказал генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша. - Это в перспективе наша основная магистраль, которая свяжет материки. Ведь Суэцкий и Панамский каналы дошли до предела эксплуатации, их ремонт и обслуживание требуют огромных затрат. А мы уже сейчас можем говорить о том, что практически пять-шесть месяцев в году способны безопасно проводить по трассе СМП суда, в том числе и крупнотоннажные.

Говоря о планах, участники совместного проекта прямо на пресс-конференции решили подготовить и подписать трехстороннее соглашение о стратегическом сотрудничестве между Мурманским морским пароходством, «ЕвроХимом» и «Атомфлотом».

- Грузы идут туда, где предлагаются наиболее благоприятные условия работы с ними, - подвел итог Александр Медведев. - Я надеюсь, что наши общие цели приведут к положительным результатам.

Фото:
Фото предоставлено ММП.
Юлия МАКШЕЕВА