В 2013 году в нескольких населенных пунктах Кольского края начнется реализация пилотного проекта по переводу котельных с мазута на газ. Пожалуй, главное его отличие от предприятий подобного масштаба - участие исключительно частного капитала. Инвестором проекта выступает петербургская группа компаний «РосДиагностика».

Цена вопроса пока не озвучивается. Но о некоторых технических деталях рассказал на Мурманском международном экономическом форуме-2011 управляющий директор «РосДиагностики» Юрий Белодед.

По его словам, площадкой для эксперимента станут около десяти котельных в Мурмашах, Ревде, Североморске и входящих в это ЗАТО населенных пунктах. Все вместе они потребляют более 100 тысяч тонн мазута в год. В итоге дотации государства, покрывающие разницу между тарифом и реальной стоимостью мазута, выливаются в круглую сумму. Сейчас уже не нужно быть энергетиком, чтобы понимать: газификация теплоцентралей значительно удешевит производство тепла.

Однако до сих пор главным вопросом, в который собственно и упирается решение проблемы газификации региона, остается способ доставки голубого топлива на Кольский полуостров. Стандартный путь - прокладка трубопровода - пока маловероятен, поскольку требует длительного времени, огромных капиталовложений (по некоторым оценкам, свыше 10 миллиардов рублей) и решения массы организационных вопросов, связанных в первую очередь с отводом земель. Осилить такую глыбу проблем государству пока не под силу.

Бизнесмены же предлагают начать с малого - нескольких котельных, куда газ будет поставляться автотранспортом.

- За рубежом уже существует такой термин «транспортный трубопровод» - когда газ в одной географической точке сжижается, а затем перевозится в точку потребления автоцистернами, - рассказал Юрий Белодед. - Такой способ считается выгодным, если речь идет о небольших расстояниях, к примеру, около полутора тысяч километров.

По его словам, в качестве «точки отсчета» выбрана самая северная и наиболее близкая к Мурманской области газораспределительная станция в Карелии, она так и называется - Северная ГРС. Рядом предполагается построить завод и сжижать около 250 миллионов кубических метров газа в год, который затем автотранспортом доставят на Кольский полуостров.

Инициаторы проекта уверены, что кроме значительного удешевления теплового тарифа эта идея позволит существенно снизить и темпы его роста, а также создать перспективные запасы голубого топлива, что не всегда получается с мазутом из-за недостаточной пропускной способности железной дороги. Об экологической составляющей и говорить не приходится.

Несмотря на то, что проект внедряет петербургская компания, в нашей области уже через год он позволит создать примерно 190 рабочих мест.

Екатерина КОЗЛОВА.