Последний всплеск новогодней покупательской активности робко пробежал по торговым залам в канун, пожалуй, самого необычного и чисто российского праздника - Старого Нового года. Теперь время подсчитывать мелочь, уцелевшую в наших кошельках после праздничного ажиотажа. А торговцам - с разной степенью удовлетворения подсчитывать прибыль.

На Западе крупнейшие торговые сети в декабре, накануне Рождества, получают солидную долю годового оборота. Предпраздничные распродажи уже давно вышли там за рамки банальных скидок. Декабря ждут весь год, чтобы купить самое-самое, потому что именно в эти дни цены снижаются порою в разы. Но и после праздников некоторые ритейлеры стараются поддержать уровень продаж скидками и акциями на отдельные позиции. Чем вновь привлекают подуставшего от предновогоднего шопинга покупателя.

Нашей торговле до такого размаха продуманной и обоюдовыгодной щедрости пока, конечно, далеко. Хотя и она стремится в этот период не упустить своего.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, что самые распространенные подарки друзьям и близким по случаю Нового года - сувениры (авторучки, блокноты, портмоне и т. д.), их собирался вручать каждый третий из опрошенных. Популярны в качестве подарка конфеты, спиртные напитки, деликатесы, которые дарит примерно четверть. Далее идут игрушки, парфюмерия, косметика, бижутерия. Дорогие подарки решили сделать немногие: примерно 4-5 процентов - ювелирные украшения и бытовую технику, 3 - мобильные телефоны...

Изрядную долю в праздничных расходах северян составило, естественно, съестное. Никуда не денешься: новогодье - традиционно праздник живота. Как призналась продавщица одного небольшого овощного магазинчика, она сдавала в четыре предновогодних дня выручку втрое, а то и впятеро больше обычной.

Крупные гипермаркеты перешли в последние дни уходящего года на круглосуточный режим работы, но все равно даже ночью у касс можно было попасть в «пробку». С прилавков сметалось буквально все. Правда, информацией о росте продаж в магазинах делились весьма неохотно, переадресовывая с одного номера телефона на другой. Только кассиры, если никого не было рядом, могли что-то сказать. Практически все отмечали, что в прежние годы покупателей было много больше. На этот раз старались экономить на покупках для праздничного стола в новогоднюю ночь.

В мурманском Доме торговли рассказали, что уровень продаж предметов гардероба, например, вырос где-то на четверть. При этом продавцы заметили, что дамы весьма тщательно выбирали подарки для своих мужчин. А вот для себя большинство делали выбор с практическим уклоном.

Парфюм, или, как выражался «цирюльник из-за канавы», герой старой кинокомедии «За двумя зайцами», деликатный товар, шел влет. И тут, как отмечают продавцы, равную активность проявляли и прекрасная, и сильная половины человечества. Прежде всего привлекали наборы в праздничных упаковках. Но и здесь были свои особенности. На этот раз мужчины старались «отделаться малой кровью», отдавая предпочтение подарочным сертификатам. Чаще лишь весьма пожилые джентльмены подолгу простаивали у полок, донимая вопросами продавцов-консультантов. Не отставали от них в выборе подарков для мужчин и дамы. Подарочные купоны использовали немногие из них.

Что касается ювелирных изделий, то покупатели больше склонялись в сторону экономичных подарков. По мнению торговцев, это свидетельствует об опасениях большинства северян по поводу своего дальнейшего финансового благополучия. Были и те, кто смог себе позволить заплатить за такой подарок до миллиона рублей, но немного.

Некоторым нашим землякам Дед Мороз доставлял к крылечку и авто с праздничной мишурой на капоте. Специальные новогодние предложения автосалонов тоже пользовались спросом.

А вот живой символ наступившего года по восточному календарю, как оказалось, в отличие от символа 2011-го спросом не пользовался. Экзотические мини-драконы в большинстве остались в зоомагазинах. Говорят, накануне прошлого Нового года кролики и котята были нарасхват. Оно и понятно: одно дело принести в дом такое пушистое и теплое существо, другое - игуану или что-нибудь подобное. Мало что цена кусается, так еще и хлопот потом не оберешься - эти животные требуют особого ухода. Проще купить симпатичного плюшевого или пластикового дракошу, благо таковых было в изобилии на многих прилавках. В зоомагазине на Комсомольской, кстати, очень надеялись, что перед новогодними праздниками найдет своего заботливого хозяина симпатичный сетчатый питон. Но не случилось. Из живности покупатели предпочитали попугайчиков и морских свинок. В этом магазине продажи возросли примерно на четверть.

Не обошли вниманием северяне и цветочные магазины. Конечно, прежде всего их привлекали различные новогодние композиции, но и букеты, а также растения в горшках тоже. И в этой сфере спрос вырос в зависимости от расположения и ассортимента от 20 до 50 процентов.

Точными данными о новогодних прибылях торговой сети статистика пока не владеет. Информация, поступающая в Мурманскстат, еще обрабатывается, и конкретные сведения появятся где-то к концу января-началу февраля.

Юния ВАЛАМИНА.