Деятельность первична, финансы вторичны. Иначе говоря, физическая экономика всегда довлеет над финансовой. Какими бы выверенными и точными ни были финансовые расчеты, если то, на что потрачены средства, не дало никакого положительного результата, грош им цена. По сути, эта мысль достаточно очевидна. Но услышать нечто подобное от финансиста было, честно сказать, несколько неожиданно. И тем не менее заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко высказалась именно в этом духе.

Вчера в Мурманске по инициативе губернатора области Дмитрия Дмитриенко прошло межрегиональное совещание, посвященное программно-целевым методам планирования и исполнения бюджета. Кроме членов правительства и начфинов муниципальных образований Мурманской области в нем приняли участие руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин, руководители департаментов минфина РФ, а также представители финансовых органов субъектов Северо-Запада России.

- Идет обсуждение вопросов, связанных с повышением эффективности деятельности органов государственного управления и применением инструментов, которые влияют на качество этой деятельности, - отметила Татьяна Нестеренко. - И Мурманская область здесь лидер в России. У вас очень много сделано с точки зрения перехода к увязке финансовых вопросов с целями. Мы изучаем опыт и наработки профессионалов вашего края, обсуждаем сегодня, по какому пути идти дальше. Это важный профессиональный диалог.

- В 2011 году мы внедрили программно-целевые методы планирования. И на 2012 год впервые приняли программный бюджет. Нам впервые удалось связать стратегическое и бюджетное планирование, - сообщил губернатор Дмитрий Дмитриенко. - В бюджете на текущий год программные расходы составили 99,3 процента. Практически каждый бюджетный рубль «привязан» к соответствующей задаче, на осуществление которой он будет затрачен. Это позволит оценить результативность расходов в зависимости от уровня достижения цели. Цели и задачи должны быть четкими, индикаторы - измеримыми, а вся система в целом - прозрачной и понятной жителям области. От оценки полноты освоения бюджетных средств мы смещаем акцент к анализу результативности. Четко отлаженная система выстроенных приоритетов и персональной ответственности за результат будет препятствовать неэффективному освоению бюджетных ресурсов.

Программно-целевое планирование - инструмент повышения эффективности бюджетных расходов. И альтернативы, как подчеркнула Татьяна Нестеренко, ему нет. Но пока, к сожалению, не все еще готовы к работе в таких условиях. В каких? Схематично методологию работы замминистра финансов России представила так: первое - сформулировать цели политики (в области образования, здравоохранения, социального развития и так далее). Это, безусловно, задача - уж простите за тавтологию - политиков. Затем нужно обговорить (в том числе и в ходе публичных обсуждений) цели и их приоритетность. Иначе говоря, власть должна понять, за что налогоплательщики готовы заплатить. Третье - определить, кто и за что будет отвечать (как на уровне ведомств, так и персоналий). Четвертое - определить инструменты для реализации целей. Пятое - конкретизировать задания до уровня каждого учреждения. Шестое - обратная связь. Проще говоря, мониторинг хода исполнения всех поставленных задач.

Казалось бы, все достаточно логично. Но не всем такое по нутру. Ведь отчитываться чиновникам придется уже не за освоенные (куда-то и для чего-то) миллионы-миллиарды, а за конкретные результаты: выученных детей, пролеченных пациентов и так далее.

Несмотря на успехи в текущем году, еще предстоит продолжить самый трудоемкий этап перехода на программно-целевое планирование. Он заключается в подборе объективных индикаторов результативности, которые должны быть основаны на показателях качества жизни населения Кольского Заполярья.

- На этом этапе для совершенствования системы программно-целевого планирования необходим диалог власти и общества, а не только управленческая дискуссия между министерствами в нашем областном правительстве. А процедура публичного обсуждения программ и их одобрение законодательной властью должна быть закреплена региональным законодательством. Такое поручение я уже дал, - сказал глава Мурманской области.

Кроме того, перед областным правительством поставлена задача обеспечить открытый интерактивный доступ к этой системе, «чтобы наши жители могли видеть, как именно каждый бюджетный рубль работает в интересах улучшения жизни в нашем регионе».

Подобная четкая и стройная система вообще невозможна без широкого использования современных компьютерных технологий. Поэтому автоматизация бюджетного процесса и интеграция всех баз данных в единую информационную систему, как отметила в своем выступлении министр финансов Мурманской области Татьяна Поронова, легли в основу концепции бюджетного развития региона. Они призваны обеспечить прозрачность и публичность расходования государственных средств.

Так что чиновникам, как ни крути, а придется к этому привыкать. Причем, учитывая активность в этом плане федерального центра, привыкать по всей стране. Это непросто. Ведь перестройка мышления, пожалуй, самая трудная вещь. Но работать по старинке в скором времени уже не получится. Где-то к переходу на новый уровень готовы больше, где-то меньше. Наша область, как видим, относится к первой категории. И накопленным опытом готова поделиться. Как, впрочем, узнать о полезных наработках соседей.

- Обмен опытом между субъектами Федерации и объединение их усилий по внедрению программно-целевого принципа окажет положительное влияние на распространение новых бюджетных технологий для повышения эффективности бюджетных расходов, - подчеркнул Дмитрий Дмитриенко.

Фото: Федосеев Л. Г.
Дмитрий Дмитриенко, губернатор Мурманской области.
Фото: Федосеев Л. Г.
Роман Артюхин, руководитель Федерального казначейства.
Фото: Федосеев Л. Г.
Татьяна Нестеренко, заместитель министра финансов РФ.
Фото: Федосеев Л. Г.
Татьяна Поронова, министр финансов Мурманской области.
Фото: Федосеев Л. Г.
Александр Ведерников, заместитель губернатора Мурманской области.
Фото: Федосеев Л. Г.
Нелли Меднова, генеральный директор ООО «Р.О.С.Т.У.».
Игорь ЯГУПОВ.