Так чего же все-таки больше ждать от вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) - плюсов или минусов? Вроде бы решенный вопрос по-прежнему вызывает множество, простите за тавтологию, вопросов. Далеко не праздный он и для российских рыбаков. Еще раз обсудить проблему им удалось в рамках программы недавно завершившейся в Мурманске 13-й международной выставки «Море. Ресурсы. Технологии-2012». За круглым столом по теме «Проблемы и перспективы экспорта рыбы и рыбопродуктов» собрались представители рыбацкого сообщества, региональных органов власти, различных общественных организаций.

Предваряя обсуждение, заместитель министра экономического развития Мурманской области Виктор Горбунов в разговоре с корреспондентом «Мурманского вестника» так высказался по сути проблемы:

- Хотим мы или не хотим, но перемены грядут, и уже скоро. И в первую очередь готовиться к этому надо представителям малого и среднего бизнеса. А сейчас именно из таких предприятий в основном и состоит российская рыбная отрасль. Поэтому желательно как можно скорее воссоздать рыбный кластер, в роли которого раньше выступало производственное объединение «Севрыба». Необходимо выходить на новые технологии, выпускать конкурентоспособную продукцию. Сегодня 80 процентов - это сырье, уходящее на Запад. Оно, конечно, всегда там будет пользоваться спросом. Но вот на внутренний рынок придет импортная продукция, которая, безусловно, будет серьезно конкурировать с отечественной рыбопереработкой, сопутствующими производствами - судоремонтом, сетевязанием и прочими. Надо возобновлять все некогда забытое развитие технологии по той же переработке, по товарному выращиванию рыбы. Этим надо заниматься. Даже дизайном упаковок рыбопродукции, иначе мы так и будем все время отставать.

Оптимизм замминистра разделили далеко не все участники круглого стола. Да, вне всяких сомнений, российские рыбаки и переработчики и рады бы конкурировать с заграничными коллегами на равных. Но этому явно не способствует отечественная бюрократическая система. Россия занимает совсем не почетное первое место в мире по количеству документов, необходимых для оформления разрешений на экспорт морепродуктов. В соседней Норвегии их требуется в два раза меньше, чем у нас. Многие документы еще и дублируют друг друга. Рыбаков возмущает и часто неоправданно завышенная стоимость проводимых различными ведомствами экспертиз. Да и нормы и требования, предъявляемые в России и, например, в Европейском союзе, не соответствуют друг другу.

Конкретные примеры привел в своем выступлении заместитель генерального директора ООО «Мурманские рыбопродукты» Иван Проскуряков:

- Для отправки стандартного контейнера с грузом рыбы на экспорт весом чуть более 20 тонн необходимо получить разрешительные документы в десяти различных государственных и коммерческих организациях. При этом уплатить в общей сложности свыше 80 тысяч рублей, подать справок объемом от 50 до 200 листов. Сборы, которые мы при этом платим, в два раза выше тех, что платят зарубежные производители. Получение сертификата здоровья в ФГУ «Национальный центр безопасности продукции водного промысла» стоит 7500 рублей при условии подачи восьми документов. С 1 октября таможенное оформление за каждую отгрузку стоит 50 тысяч рублей да плюс еще отдельный таможенный сбор в размере 2 тысяч рублей за деревянные поддоны, на которых отгружается рыбопродукция.

Кстати, к таможне у представителей рыбацкого сообщества традиционно много претензий. В частности, при малейшей описке в сопроводительных документах готовый к отправке контейнер ставится на досмотр. В это время транспортное судно уходит, и приходится ждать следующего. Отправитель теряет 50 тысяч рублей и к тому же вынужден платить за каждые сутки простоя по 250 евро. Не говоря уже о том, что рыбопродукция - товар вообще скоропортящийся. Участников встречи возмутил тот факт, что, даже хорошо зная о накопившихся у них к таможне вопросах, никто из данного надзирающего ведомства не соизволил принять участие в заседании круглого стола.

Общие опасения рыбаков по поводу не до конца подготовленного, как они считают, вступления в ВТО выразил генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин. В частности, он считает, что на Северном бассейне иностранные рыбаки будут при этом иметь преимущества сразу по ряду позиций.

У них более современный или модернизированный флот. Это позволили сделать государственные программы поддержки. В Норвегии, например, специальный госфонд финансирует около 80 процентов всех затрат на строительство судна. Банковский кредит судовладельцу выдается всего под 2,5-3 процента годовых, и залогом может выступать само строящееся судно. Аналогичной программы в России нет, и около 80 процентов отечественного флота имеет срок эксплуатации свыше 20 лет.

Есть и природные факторы. Основные объекты промысла в Северной Атлантике начинают облавливаться в территориальных водах и в экономзонах государств-конкурентов раньше, чем могут приступить к промыслу наши рыбаки. Вот иностранцы и поставляют, пользуясь к тому же низкой импортной пошлиной, рыбу на российский рынок «уперед батьки». А когда россияне развернутся, перекупщики уже имеют запасы на складах и неохотно скупают российскую продукцию.

Российские суда зачастую после выгрузки в мурманском порту следуют в порты зарубежные для бункеровки, так как цена на топливо там ниже и имеется гарантия его высокого качества. При выгрузке рыбопродукции в соседней Норвегии устанавливается минимальная цена на рыбу, по которой она в любом случае будет приобретена у рыбака по стоимости, гарантирующей ему рентабельную работу. Предусмотрена даже такая мелочь, как хранение рыбопродукции на холодильнике первые две недели бесплатно, пока не найдется выгодный покупатель.

Наконец, оформление пограничных и таможенных процедур, сдача анализов в ветслужбу и взаимоотношения с другими контролирующими органами не позволяют оперативно обрабатывать судно, что приводит к затратам времени в 2-3 раза большим, чем за границей, не говоря уже о дополнительной оплате их услуг. И это еще не полный список высказанных рыбопромышленником от имени своих коллег причин для тревоги.

- Среди насущных вопросов, - подытожил свое выступление Василий Никитин, - в первую очередь необходимо увеличение на ближайшие 7-10 лет импортных пошлин на продукцию, аналогичную вылавливаемой российскими рыбаками, приведение российского законодательства в области рыболовства, строительства и обслуживания судов в портах в соответствие с действующими нормами в других приморских государствах. А еще лучше - сделать его более конкурентным по сравнению с ними.

Так что при определенных сдвигах во взаимоотношениях рыбаков и контролирующих служб, заверил участников обсуждения в своем выступлении Виктор Горбунов, вступление в ВТО не принесет больших проблем для рыбной отрасли. А в плане разного рода экспертиз и анализов, которых в России действительно слишком много, ситуация еще и улучшится. Что ж, время покажет.

Андрей ПОПОВ