Безопасность и контроль - пожалуй, таковы основные задачи глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). Установив на транспортном средстве специальный прибор, можно через компьютерную программу или вэб-приложение наблюдать в режиме онлайн за маршрутом передвижения машины. Причем автоматически появляются не только схема перемещения, но и скорость, расход бензина и другие показатели.

Вчера в Мурманске на базе Центра космических услуг «Навигационно-информационной системы ГЛОНАСС Арктика» открылся региональный диспетчерский центр. Следует заметить, в пилотном режиме он действовал на протяжении последнего месяца, и сейчас, когда работа налажена, есть результаты, можно рассказать о нем северянам.

- Мощности центра хватает на получение навигационных сведений о 10 тысячах транспортных средств, - рассказал директор службы управления проектами федерального оператора «НИС ГЛОНАСС» Андрей Платонов. - Это дает возможность в большом количестве обрабатывать информацию для различных транспортных компаний региона. Сведения аккумулируются здесь, в одном месте, и передаются заказчикам в том виде, в котором они нужны. Пока в сферу обслуживания центра входит только автотранспорт. В перспективе планируется включить в этот список и железнодорожный.

- Установленное на автомобиле оборудование позволяет передавать сигнал в диспетчерский центр, - присоединился к разговору генеральный директор ЦКУ «НИС ГЛОНАСС Арктика» Антон Каменский. - Также в приборах имеются датчики, которые срабатывают при авариях. К примеру, машина загорелась - диспетчер, увидев сигнал, передаст информацию пожарным. Если сработало сразу несколько кнопок - всем экстренным службам. Специалисты тут же определят, с каким видом транспорта произошла авария - с легковым или автобусом, насколько масштабны проблемы, попытаются связаться с водителем. Все это в итоге приведет к созданию системы экстренного реагирования при авариях (ЭРА ГЛОНАСС).

- Спектр применения системы ГЛОНАСС весьма разнообразен, - прокомментировал заместитель министра транспорта и связи Мурманской области Дмитрий Соснин. - Она может использоваться во всех сферах экономики: на предприятиях среднего и малого бизнеса, на крупных производствах. Ведь руководителям наверняка интересно, где в тот или иной момент находится машина, не поехал ли водитель налево. Получаемые сведения невозможно подделать: программу не обманешь. Это повлечет за собой повышение безопасности перевозок, кроме того, позволит иметь полную информацию о выполнении госзаказа, соответственно, о графиках и регулярности движения.

К слову, такой контроль - не новинка для заполярной столицы. С начала нынешнего года на сайте предприятия «Электротранспорт» можно следить за движением троллейбусов, видеть, через какой промежуток времени один из них придет на ту или иную остановку. Если же говорить о диспетчерском центре «ГЛОНАСС Арктика», в поле его зрения находятся пока 13 машин. В основном это спецтехника управляющих компаний.

- На этом транспорте установлены наши терминалы, сведения с которых поступают в программу, - рассказала диспетчер Марина Мосолова, показывая на монитор, где в трех окошках отражены сведения о маршрутах. - Смотрите, здесь данные о водителе, гаражный номер и марка автомобиля. В другом окошке мы можем по карте проследить маршрут перемещения. Также указываются пробег, расход топлива. Если водитель отклонится от маршрута, превысит скорость или решит сливать бензин - тут же узнаем об этом. Хотя за месяц нашей работы подобных эксцессов не случалось.

Все нарушения выделяются красным цветом, так они быстрее привлекут внимание. Кроме того, система позволяет оценить эффективность работы машины. На специальной диаграмме показано, сколько времени за определенный срок автомобиль находился в пути. С помощью программы мы увидели, что одна из машин за шесть дней отработала всего 10 часов. Есть повод владельцу компании задуматься.

Справка «МВ»

С 1 января 2013 года все автобусы, троллейбусы и «ГАЗели», которые перевозят пассажиров, должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Таково требование приказа министерства транспорта РФ от 26 января этого года.

Екатерина АНДРЕЕВА.