Конец весны. Для кого-то на Севере это время собираться в отпуск, а для дорожных строителей - начало напряженного сезона по приведению в порядок автотрасс области. В прошлом году конкурсы по выбору подрядчиков для проведения ремонтных работ затянулись, отчего затянулись и сами работы. Как обстоят дела нынче? И не менее интересный для большинства северян вопрос: насколько комфортные условия перевозки нам предложат предприятия, занятые эксплуатацией общественного транспорта?

Маршруты, которые мы выбираем

- В этом году отношения с основными перевозчиками в регионе складываются достаточно конструктивно, - подтверждает министр транспорта и связи Мурманской области Юрий Чуйков. - Прошедший недавно конкурс показал, что у нас наладилось взаимопонимание с автоколонной № 1118. Раньше достичь его удавалось не всегда. Конкурс на маршруты, которые традиционно обслуживает автоколонна, признан состоявшимся. В ближайшее время будем подписывать с этой организацией договоры на транспортное обслуживание населения.

Кроме того, в последнее время, по данным министра, появляется все больше компаний-перевозчиков, которые пусть и не очень активно, но выходят на внутригородские и междугородные маршруты. Здесь особенно интересен опыт Кольского района. Желающих заняться малодоходными перевозками между населенными пунктами, раскиданными по обширной его территории, поначалу практически не находилось. И от жителей, недовольных качеством транспортного обслуживания, поступала масса жалоб. Но постепенно бизнес втянулся, нашел варианты, сулящие прибыль. Сейчас руководство района при участии областного минтранса планирует создать собственную муниципальную транспортную сеть. С первого июня открываются новые автобусные маршруты: № 123 Тулома - Кола - Мурмаши и № 126 Кола - станция Лопарская.

- Отсутствие конкуренции порождает монополизм, - считает Юрий Чуйков, - приводит к негативным моментам, которые имели место в прошлом году в наших отношениях с той же автоколонной № 1118. Пользуясь своим положением, нам пытались откровенно диктовать условия. Ну и, кроме того, муниципальные конкурсы позволяют нелегальным перевозчикам выйти из тени и честно зарабатывать деньги. Да и качество обслуживания становится выше. Вспомните, еще не так давно до аэропорта бегали не первой свежести «Газели». Теперь многие из них сменили новенькие автобусы малой вместимости «Пежо», «Форд-Транзит». То же самое произошло и на маршрутах Мурманск - Тайбола, Мурманск - Гаджиево. Такие машины вполне рентабельны на маршрутах небольшой протяженности.

На что расщедрится дорожный фонд

- Хорошая техника требует и дорог соответствующего качества, не так ли?

- С этого года в Мурманской области вновь действует свой дорожный фонд, - напомнил Юрий Чуйков. - Через него идет все финансирование дорожной деятельности, в том числе субсидирование муниципальных образований. Объем фонда на 2012 год составляет свыше 1,6 миллиарда рублей. На ремонт региональной сети дорог изначально было предусмотрено почти 290 миллионов рублей. Но, учитывая ее состояние, было принято решение перекинуть на эти цели еще и часть средств, выделенных на реконструкцию 15-километрового участка автодороги «Салла». Для этого внесены соответствующие изменения в долгосрочную целевую программу. Первый конкурс на проведение дорожно-ремонтных работ уже объявлен. На нем будут разыграны два объекта: участки автодороги Мишуково - Снежногорск (около 19 километров) и Кола - Мурмаши. Последний - весьма проблемный отрезок пути, по которому осуществляется интенсивное движение общественного транспорта. На этих объектах и решено сосредоточиться в первую очередь.

Далее в планах регионального минтранса аукцион по выбору подрядчиков на ремонт участка подъездной дороги к Апатитам, в нынешнем году там намечено привести в порядок около четырех километров трассы. Кроме того, на торги выставят участок автодороги Оленегорск - Ловозеро примерно той же протяженности и, наконец, автоподъезд к Никелю.

Подведение итогов первого из перечисленных аукционов состоится 18 июня. Так что к работам подрядчики нынче смогут приступить раньше, чем в прошлом году.

- Вообще-то, изначально мы планировали применить несколько иную схему работы с дорожным фондом - с привлечением банковских кредитов, - объясняет министр. - Но ситуация на рынке изменилась, и действующие сейчас процентные ставки уже не вписываются в разработанную в прошлом году модель. Поэтому мы ее пока замораживаем, но не отказываемся вовсе. Переговоры с банкирами ведутся, так как в целом модель, по нашему мнению, все-таки довольно перспективна. Пока же приходится рассчитывать на имеющиеся средства, перенаправляя их на участки, требующие первоочередного внимания.

Часть средств дорожного фонда намечено также в порядке софинансирования направить в муниципальные образования области на ремонт городских дорог, дворов и межквартальных проездов.

Если в прошлом году такое решение было принято только в июне, то нынче мы направили уведомления о субсидировании еще в марте-апреле. Соответственно, муниципалитеты смогли значительно раньше начать конкурсные процедуры и заранее определить подрядчиков. Часть конкурсов уже проведена. Там, где еще не успели, подготовка аукционной документации находится в завершающей стадии. Мы постоянно мониторим ситуацию, оказываем поддержку консультациями. Все-таки муниципалитетам первый год приходится иметь дело с дорожным фондом. Всего на субсидирование внутригородских дорожных работ в этом году запланировано 200 миллионов рублей. Еще 95 миллионов будет распределено между муниципалитетами дополнительно на конкурсной основе. Конкурс уже объявлен, его итоги будут подведены также 18 июня.

Как МАЗ сделали северянином

А теперь обратимся к автоколонне № 1118. Ее сотрудники не считают предприятие монополистом. Но на всякий случай пристально следят за «происками» мелких перевозчиков, часто дублирующих маршруты основного в областном центре автотранспортного предприятия. И стараются не сдавать своих позиций. Что же касается взаимоотношений с областным минтрансом...

- Противостояния как такого нет. Вот и в прошлом году были даже не шероховатости, а нормальные рабочие моменты в рамках отлаживания регионального законодательства и приведения его в соответствие с федеральным, возможно, несогласие с корректировкой каких-то конкретных норм. Не более того, - убежден управляющий ОАО «Автоколонна № 1118» от компании ООО «НТК» Анатолий Ерохин. - На сегодня мы с правительством Мурманской области пришли к консенсусу практически по всем вопросам. И работаем в строгом соответствии с законодательством.

По словам управляющего, предприятие продолжает, несмотря на финансовые трудности, обновлять подвижной состав. И делает это также на конкурсной основе. Из ряда поставщиков выбран известный белорусский МАЗ, производящий низкопольные и полунизкопольные модели автобусов. Они обладают к тому же преимуществами перед другими претендентами по расходу топлива, универсальности применения на внутригородских и пригородных маршрутах, удобству посадки и высадки. В качестве эксперимента приобрели сначала один, а после обкатки, убедившись в правильности выбора, еще пять машин.

- Это первая модель МАЗа в специальном северном варианте, - с гордостью поясняет Анатолий Ерохин. - По нашему требованию на заводе устранили некоторые недостатки систем отопления и вентиляции. Теперь нас машины вполне устраивают. В городском исполнении они будут трехдверными. Полунизкопольный вариант более удобен для посадки-высадки пассажиров, он предусматривает автоматический пандус для инвалидов. А вот полностью низкопольная модель в силу своей повышенной вместимости, скорее всего, будет использоваться на пятом и десятом мурманских маршрутах. К тому же низкая посадка позволит сократить время захода и выхода людей в автобус, а тем самым и время нахождения на маршруте. С учетом этого мы сможем нагонять время, потерянное в пробках.

После этого управляющий признался, что не все нововведения автоколонны понравятся мурманчанам. После специальной «проверки на дорогах» на предприятии пришли к выводу, что после 22 часов 85 процентов городских учреждений и предприятий, имеющих статус социально значимых, уже не работают. Оттого в это время наполняемость автобусов крайне низка. Да и появившиеся после конкурсов минтранса вполне легальные перевозчики, работающие на машинах малой вместимости, имеют в такой ситуации преимущества перед большими. Поэтому выпускать автобусы на линию после десяти и на отдельных маршрутах после одиннадцати часов вечера экономически нецелесообразно. Так что с 1 мая нам пришлось ограничить количество и частоту выхода машин в это время.

Последний мой вопрос к управляющему предприятием касался, конечно же, вероятности повышения стоимости проезда в ближайшее время.

- В принципе, тарифы полностью относятся к компетенции правительства Мурманской области. В этом году рассматривался вопрос как индексации (увеличения) тарифов, так и их сдерживания. С компенсацией возникающих при этом дополнительных убытков перевозчиков. Насколько я знаю, пока в региональном правительстве окончательное решение не принято. Для нашего предприятия предпочтительнее был бы вариант компенсации. Точнее, увеличение размеров компенсации, нежели увеличение тарифов. Мы же прекрасно понимаем, что ожидаемое увеличение тарифов на услуги ЖКХ и одновременный рост стоимости проезда в общественном транспорте могут привести к росту социальной напряженности.

Андрей ПОПОВ.