Проект создания в Мурманске портовой особой экономической зоны нынче иногда сравнивают со Штокмановским. Его освоение тоже вот-вот должно начаться, но почему-то все время откладывается... Какова же на сегодня ситуация с мурманской ПОЭЗ? С этим вопросом мы обратились к стоявшему еще у истоков проекта заместителю министра экономического развития области Виктору Горбунову.

- То, что портовая особая экономическая зона Мурманску нужна, - аксиома. В Европе свободные порты существуют давно и полностью себя оправдывают. Успешно развиваются они и в азиатско-тихоокеанском регионе. Необходимость создания подобной структуры у нас прежде всего подстегивают планы строительства на западном берегу Кольского залива железнодорожной ветки до новых портовых терминалов. На недавнем совещании в областном правительстве по этому поводу первый заместитель губернатора Алексей Тюкавин специально обратился к присутствовавшим на заседании потенциальным резидентам будущей ПОЭЗ с вопросом: нужна ли такая зона? Большинство ответили: «Нужна!» Ее эффективность подтверждается направленными нами в минэкономразвития России расчетами. А это 40 килограммов одной документации!

- Так почему же такое нужное дело застопорилось?

- Приходится признать, что на начальном этапе была совершена системная ошибка. Тогда не было четкого понимания, как должно складываться взаимодействие Мурманского транспортного узла и особой портовой зоны. И даже заявка не прошла, ее задробил минтранс. Сейчас такое понимание есть. Отдельным постановлением федерального правительства право на создание ПОЭЗ дано. Но вот денег на это из федерального бюджета не выделено. А они нужны весьма серьезные. Зона - это ведь не только готовые объекты, но и организация таможенной территории, пропускной и пограничный режим и так далее. Сами мы на региональном уровне занимаемся земельными вопросами и определением границ зоны. Потратили на это из бюджета области уже около 60 миллионов рублей. Но в целом это, конечно, капля в море.

Задача поставлена действительно трудоемкая. По словам Виктора Горбунова, даже подпитываемая уже средствами из федеральной казны аналогичная портовая зона в Советской Гавани на Дальнем Востоке отстает в своем развитии в том числе от того, что имеется в Мурманске. Там ПОЭЗ создают практически в чистом поле. Нет ни цельной концепции, ни готовых строений. Нет пока и зарегистрированных резидентов зоны. Правда, нет их пока и у нас... И решением этого вопроса, как считает замминистра, надо заняться незамедлительно.

Кстати, еще раз о взаимосвязи ПОЭЗ и Мурманского транспортного узла. Инвесторы в зону пойдут, когда в рамках последнего будет начато строительство железнодорожной ветки на западном берегу. Тогда и появится у бизнесменов интерес вкладывать деньги в строительство вдоль нее различных предприятий и прочих промышленных объектов. И ориентированных на экспорт, и просто разгрузочных терминалов. По данным Горбунова, к такому обустройству тамошних территорий уже проявляют интерес мурманские рыбопромышленники. Вообще, некоторые компании хоть сейчас готовы стать резидентами, если проект обретет, наконец, плоть. А так, в качестве примера замминистра привел «якорного», основного инвестора работ на западном берегу - ООО «Торговый порт «Лавна». Кроме того, желание вступить в число участников имеют рыбодобывающая компания «Гольфстрим», перерабатывающая «Катран-Кола», Мурманский рыбокомбинат и другие. Даже иностранцы - норвежское предприятие «Рейнертсен».

Но все, приходится повторить, упирается в финансовую поддержку федерального центра.

- Если бы она была, мы бы давно уже выделяли участки для резидентов, - уверен Виктор Горбунов. - В их интересах мы вносим специальные изменения в региональный закон о налоге на прибыль. Предусмотрены и иные льготы для инвесторов. Кроме того, они уже по определению имеют федеральные льготы - таков закон.

Вообще же ПОЭЗ, по уточнению замминистра, не столько место, где предоставляются льготы, сколько таможенная территория. И если на нее приходит груз, а потом отправляется за границу, то он не считается грузом, пересекшим границу России. Следовательно, не облагается таможенными пошлинами. Поэтому любое судно, построенное или модернизированное за рубежом, может свободно заходить на территорию зоны. Его владельцы могут не бояться, что их обложат огромными сборами, доходящими порой до трети стоимости самого судна. Тем самым решится застарелый вопрос с так называемыми незаходными кораблями. Преимущества будут иметь и рыбоперерабатывающие предприятия на территории ПОЭЗ. Они смогут получить улов прямо с промысла, переработать и отправить на экспорт без лишних затрат. Ввозных пошлин в зоне нет.

В общем, по мнению Виктора Горбунова, были бы под проект изначально заложены федеральные деньги, он бы давно осуществился. Выгодно и интересно стало бы всем. Ну а в данный момент главная задача - создать управляющую компанию портовой зоны. Пока на ее деятельность выделено 9 миллионов рублей. Этого хватит на ее существование от силы на полгода. Хотели разработчики проекта попробовать и такой вариант - сделать управляющей компанией акционерное общество «Российские особые экономические зоны». Там ответили, что раз федеральных денег вам не выделено, они готовы каким-то образом поучаствовать в проекте, но все равно финансовые затраты - ваша проблема. Такой вот, по крайней мере пока, замкнутый круг.

Андрей ПОПОВ.