Копья ломать поздно - Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Какие преимущества, равно как и скрытые опасности, несет сей факт отечественной промышленности? Эта проблема стала основной темой обсуждения на состоявшемся в конце прошлой недели во Владивостоке VII Международном конгрессе рыбаков.

Мурманскую делегацию на форуме возглавил председатель регионального комитета рыбохозяйственного комплекса Олег Заболотский. Хоть его доклад и был посвящен вопросам развития в условиях присоединения к ВТО предприятий Северного бассейна, слушали его с неподдельным интересом представители всех приморских регионов страны. Слишком многие проблемы одинаково актуальны для всего российского рыбацкого сообщества. Недаром главные пункты его выступления практически без изменений вошли в итоговую резолюцию конгресса.

- Одной из точек «прорыва» в сложившейся ситуации, несомненно, должна стать аквакультура, - выразил свое убеждение Олег Заболотский. - Это общемировая тенденция. Однако Россия, обладая хорошими возможностями по выращиванию собственной рыбы, тем не менее ежегодно импортирует значительные объемы продукции зарубежных аквахозяйств. А ведь, по экспертным оценкам, при рациональном ведении дела только в водоемах Мурманской области потенциальный объем продукции аквакультуры может составлять до 50 тысяч тонн ежегодно. Если еще совсем недавно, в 2007 году, в садках предприятий края было выращено всего 440 тонн рыбы, то уже в текущем году нашим аквахозяйствам удастся преодолеть планку в 16 тысяч тонн. Рост более чем в 30 раз за пять лет - весьма неплохой результат.

По словам Заболотского, для создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения кредитных ресурсов, необходимых предприятиям аквакультуры, в регионе осуществляется их государственная поддержка в виде субсидирования части расходов на уплату процентов по кредитам, направленным на приобретение кормов и племенного материала. Только в текущем году объем господдержки составит около 4 миллионов рублей.

Кроме того, в рамках уже реализуемых в области проектов запланировано строительство своей фабрики по производству корма и своего же завода по производству малька.

Отметил Олег Заболотский и тот факт, что продукция многих предприятий нашего региона традиционно поставляется на экспорт. А значит, надо создавать максимально благоприятные условия для ее доступа на внешние рынки, используя для этого возможности ВТО. Одновременно необходимо научиться эффективно работать и на внутреннем рынке, широко используя инструменты защитных антидемпинговых и компенсационных мер, давно применяемых странами - членами ВТО для защиты своих национальных рынков. Нужно оградить внутренний рынок России от проникновения на него рыбной продукции сомнительного качества.

- Со стороны рыбопромышленников часто высказываются небезосновательные опасения, что после выполнения Россией взятых обязательств иностранные поставщики рыбопродукции будут иметь преимущества по сравнению с нашими рыбаками. Речь, в том числе, и о сложных бюрократических процедурах в госструктурах, с которыми приходится сталкиваться производителю. Нужны меры как по совершенствованию норм отечественного законодательства, так и по созданию условий для роста конкурентоспособности отечественного рыбохозяйственного комплекса, - заключил Олег Заболотский. - Необходимо также на федеральном уровне выработать экономически эффективный механизм обновления флота, приняв правила вторичного оборота долей квот добычи и их использования в качестве залога при кредитовании. И, конечно же, представляется экономически целесообразным освободить от уплаты импортных пошлин при ввозе в Россию рыбопромысловых судов и оборудования.

О необходимости срочного обновления рыбопромыслового флота говорил в своем выступлении на конгрессе и заместитель главного директора ОАО «Карельские морепродукты» Владимир Гончаров.

- Наши соседи-норвежцы сейчас резко увеличивают объемы новостроя и модернизации своего флота, - напомнил Гончаров. - Но их новые суда строятся под гарантию правительственного фонда ГИЕК, финансирующего 80 процентов всех затрат, остальное платит судовладелец, но тоже, как правило, за счет заемных средств. Причем строятся суда в любых странах, предлагающих наиболее выгодные условия. Нам тоже нужны новые суда, и мы готовы их строить на российских верфях. Но пока никто нам не предложил конкурентные цену, сроки возведения, гарантии качества и таможенные преференции на поставку оборудования, не производимого в России.

Для строительства и модернизации флота нужны средства, продолжил Владимир Гончаров. Их можно получить только от грамотной эксплуатации судов, создания условий для их обработки и ремонта. Рыбаки неоднократно обращались в органы власти с просьбой хотя бы на первых порах убрать барьеры, не требующие никаких бюджетных затрат. Прежде всего это проблема так называемых незаходных судов. Пока же за каждое судно, даже приобретенное или модернизированное за границей несколько лет назад и выработавшее свой ресурс, при заходе в российский порт необходимо заплатить пошлину и НДС в размере 23 процентов от первоначальной стоимости. Таких средств у рыбаков нет. Кстати, освобождены от таких уплат суда торгового флота, так как они внесены в международный реестр. Пора решать эту проблему. Только на Северном бассейне незаходных судов около 80. Разрешение на их заходы в российские порты дало бы доход размером в почти 5 миллиардов рублей, несколько тысяч дополнительных рабочих мест и принесло бы в бюджет реальные, а не виртуальные платежи за растаможивание.

Участники конгресса выразили полную солидарность с нашим земляком, высказавшим в заключение убеждение в том, что в любом случае обновление рыбопромыслового флота невозможно без государственного экономического стимулирования.

Еще один участник конгресса, генеральный директор компании «Мурмансельдь-2» Юрий Задворный убежден, что дальний перелет на Дальний Восток практически через всю страну он совершил не зря.

- Представители одной профессии из разных уголков страны обязательно должны между собой общаться и сверять позиции. Тем более по такому важному вопросу, как вступление в ВТО. И отрадно, что мнение у нас и наших коллег по большинству вопросов совпадает. Мы реально смотрим на вещи. Рыбная промышленность, наверное, лучше любой другой отрасли готова к такому шагу. Она традиционно связана с экспортными операциями, - считает Юрий Задворный.

Паники, по его выражению, рыбаки не испытывают. Хотя определенные трудности на первых порах, конечно же, будут. Связаны они прежде всего с тем, что некоторые виды рыб мы начинаем ловить несколько позже коллег из Исландии или той же Норвегии. Но даже не это главное.

- Представители рыбацкого сообщества еще раз подчеркнули: если не будет наведен порядок в нормативных документах, действующих в России и которых просто нет в ВТО, наша рыбная промышленность так и будет неконкурентоспособна по сравнению с другими странами. У нас издавна действует не уведомительный принцип осуществления тех или иных операций, а разрешительный. Мы тратим при заходе в российский порт гораздо больше времени на оформление, нежели в иностранном, - говорит Юрий Задворный.

Пользуясь случаем, Юрий Васильевич поделился на форуме проблемами мурманских рыбаков с представителями министерства экономического развития РФ. Речь шла, в частности, о взаимоотношениях с норвежскими властями, о запрещении прямого транзита российских рыбных грузов через Северное королевство. Это и «добровольно-принудительное» взимание платы в пользу норвежской посреднической организации. Чиновники из минэкономразвития заинтересовались данной проблемой и обещали поставить вопрос на ближайшем заседании российско-норвежской комиссии по рыболовству.

Андрей ПОПОВ