Какова дальнейшая судьба «сердца» Мурманска - его порта, и когда горожане смогут прогуляться по настоящей морской набережной? - на эти и другие вопросы ожидавших ее журналистов губернатор Мурманской области Марина Ковтун ответила сразу после состоявшейся вчера поездки на катере по Кольскому заливу и осмотра промышленных объектов береговой линии порта Мурманск. Всего были осмотрены 11 таких объектов, уже действующих и тех, где работы по их созданию только начались в рамках проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла.

- Буквально на днях мы с вами отметили 96-летие города-героя Мурманска, - напомнила глава региона. - А ведь порт еще старше! Да и строился город ради порта. И развивались они затем вместе. Знаете, осматривая сегодня промышленные объекты по обоим берегам залива, я подумала: хорошо было бы устроить экскурсию по тому же маршруту для всех любителей поразмышлять об отсутствии перспектив у областного центра. Сразу стало бы ясно, что они не просто есть, здесь круглосуточно работает огромное количество кранов, швартуются суда. Здесь кипит жизнь!

Но пока, посетовала Марина Ковтун, большие участки земли и акватории порта не используются в должной мере. И не потому, что нет инвесторов, просто не доведена до соответствующего уровня инфраструктура, особенно на западном берегу залива. Нынче грузооборот всех портов на территории Мурманской области - 30 миллионов тонн в год. А один только проект строительства морского торгового порта «Лавна» на том же западном берегу позволит увеличить перевалку угля сразу на 18 миллионов тонн.

Глава региона неслучайно привела в качестве примера именно этот объект. Он один из основных в составе проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Помимо приведенной ею цифры объема перевалки угля терминал будет перерабатывать еще и три миллиона тонн генеральных грузов. Угольный склад рассчитан на хранение угля шести различных марок общим объемом до миллиона тонн. Два причальных места обеспечат одновременную обработку судов дедвейтом до 150 тысяч тонн каждое.

Но и это еще не все. Планируемый там же нефтеперегрузочный комплекс после реализации проекта обеспечит перевалку до 35 миллионов тонн нефти в год. Из них 25 миллионов тонн предполагается доставлять морем с месторождений арктического шельфа, остальное (а это легкая нефть и газовый конденсат) - по железной дороге с материковых месторождений. Общая вместимость резервуарного парка терминала - более миллиона кубометров, длина причального фронта составит около трех с половиной километров. Принимать здесь будут танкеры дедвейтом уже до 350 тысяч тонн.

- Так что поле для деятельности огромное, есть большое количество инвесторов, - подчеркнула Марина Ковтун. - Наши конкурентные преимущества никто у нас не отнимет. Мурманск - это глубоководный незамерзающий порт, стратегический объект России.

Но не все из увиденного порадовало главу региона.

- Грустно смотреть на большое количество отстойных судов у причалов рыбного порта, - заметила Марина Ковтун. - Или, скажем, наш красавец и гордость - атомоход «Арктика»: он славно послужил стране и теперь мог бы стать вторым музеем. И картина, как он теперь простаивает, наводит на мысль, что как-то не все у нас ладно с памятью, не можем найти возможность для продолжения достойной жизни уникального судна. Хотя идея сохранить ледокол в качестве музея есть. Правда, уже не в Мурманске, а в Санкт-Петербурге. У нас все-таки один атомоход - «Ленин» - уже нашел вечную стоянку.

Марина Ковтун отметила также, что неэффективно используем мы и плавучие ремонтные доки, часть береговой полосы. На территории порта располагается более 300 коммерческих структур. Каждый ведет свой бизнес по-разному. Некоторые, видимо, считают свои предприятия объектом «разового пользования». Есть, конечно, и крепкие хозяйственники. Во время осмотра сразу было видно, кто пришел сюда всерьез и надолго, построил солидные объекты. А кто, не сказать, чтобы проходимцы, но, во всяком случае, где-то близко к этому...

Отсюда, по мнению руководителя области, и проблемы, связанные с развитием портовой особой экономической зоны. Чтобы она эффективно управлялась, нужно, чтобы все собственники земельных участков принимали единогласно то или иное решение. Даже двоим людям бывает трудно договориться, а каково такому количеству предпринимателей, у которых порой совершенно разные интересы? В этом корень задержек с реализацией проекта создания портовой экономической зоны.

Поинтересовались журналисты и судьбой городской набережной вдоль Кольского залива.

- Работы уже ведутся, реализуется первый этап, - заверила Марина Ковтун, для большей убедительности указав на отгороженный участок у морского вокзала, где подрядчики приступили к реконструкции пирса дальних линий и берегоукреплению. - У приморского города должен быть свой настоящий пассажирский порт. И, по нашим замыслам, к 100-летию Мурманска таковой появится во всей красе. Для этого разработан специальный проект «Арктическая гавань». В его рамках сейчас ведутся дноуглубительные работы с расчетом на заходы к нам больших круизных лайнеров, длина причальной линии главного пирса будет увеличена с нынешних 147 до 205 метров, ширина вырастет почти до 20 метров. Реконструкция пройдет и в здании морского вокзала. Что же касается набережной, то первоначально предполагалось открыть ее в северной части примыкающей к городу береговой полосы. Но она малопосещаема и к тому же отделена от города высокой сопкой. Думается, это было бы не самое лучшее место для набережной. Здесь, у морского вокзала, наиболее удачный участок, и он будет эффективно использован до последнего сантиметра.

Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Владимир Соколов, гендиректор ОАО «ММРП», и Алексей Тюкавин, первый вице-губернатор области.
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Андрей ПОПОВ