«Есть две новости: хорошая и плохая...» - в таком ключе шел разговор на круглом столе, посвященном развитию малого и среднего бизнеса в Мурманской области. В рамках I Мурманской международной деловой недели он прошел в среду в Ледовом дворце спорта.

Заместитель губернатора Александр Гривняк, выступивший в роли модератора, в качестве новости хорошей назвал исследование Всемирного банка «Ведение бизнеса в России-2012», в котором Мурманск оказался в тридцатке городов, где оно проводилось. А вот его результаты, которые были получены, скорее можно отнести уже к категории новостей плохих - мы оказались среди этих 30 городов на 26-м месте. Три показателя: быстрота подключения к системам электроснабжения, регистрации собственности и получения разрешений на строительство стали гирями, которые потянули вниз позиции заполярного бизнеса. Причем самой весомой оказалась проблема подключения к электроснабжению. Можно, конечно, утешаться тем, что ситуация не где-нибудь, а в самой Первопрестольной еще хуже нашего - Москва замыкает ту самую тридцатку, где изучался климат. И хотя именно по ней и измеряется наша среднероссийская температура в предпринимательской среде, а значит, у нас пусть чуточку, но все же результаты получше, это вряд ли утешает.

Во всяком случае, особого удовлетворения своей жизнью представители малого и среднего бизнеса, собравшиеся в зале, не выражали. Большинство просто отмалчивалось, несмотря на настойчиво повторяющиеся призывы проявлять активность. Те же, кто брал микрофон в руки, говорили о проблемах.

С основными результатами собственных исследований проблемы взаимоотношений бизнеса и власти познакомила участников круглого стола генеральный директор Арктического центра подготовки специалистов Ольга Буч:

- В октябре мы изучали предоставление госуслуг в сфере бизнеса. В числе основных - выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ремонт объектов и подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Это, пожалуй, наиболее сложные области. Было опрошено немногим более ста предприятий и выполнено десять контрольных закупок. Первая услуга осуществляется в течение десяти дней и бесплатно. Да только сбор пакета документов и получение разрешения, по словам респондентов, занимает не менее 400 дней, а затраты составляют от 100 до 400 тысяч рублей. Пакет сложный, но и сроки, конечно, очень большие. По общему мнению опрошенных, просто необходимо искать возможности их сокращения. Никто, конечно же, не говорит о двух-трех днях, но... Что касается второго аспекта, то подключения напрямую связаны с техническими возможностями. И если в области они, в основном, есть, то в Мурманске попросту некуда подключаться.

В своем докладе министр экономического развития региона Сергей Агарков перечислил меры поддержки малого и среднего бизнеса, которые существуют уже не первый год. Он также сообщил о планах создания при правительстве области координационного совета общественных организаций по защите прав предпринимателей. Проект соответствующего постановления уже проходит процедуру согласования в исполнительных органах власти.

К слову, представители работающих в регионе предпринимательских объединений поставили перед началом заседания свои подписи под соглашением о присоединении к Антикоррупционной хартии российского бизнеса, подписанной в ходе XI международного инвестиционного форума «Сочи-2012». Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области, Северная торгово-промышленная палата, региональные отделения общероссийских общественных организаций «Деловая Россия» и «Опора России» в лице своих руководителей подписями выразили позицию в отношении коррупции: «Присоединяясь к Антикоррупционной хартии российского бизнеса, мы поддерживаем основные принципы недопущения и противодействия коррупции, изложенные в хартии, которые обязуемся соблюдать и пропагандировать».

Правда, больше во время обсуждения слово «коррупция» не звучало. Речь шла о длительных сроках рассмотрения вопросов, игнорировании обращений, прежде всего на федеральном уровне. Если вопрос «о земле», по-ленински - один из первостепенных для бизнеса, всегда решить крайне сложно, то если эта земля находится в ведении оборонных ведомств, его решение становится - опять-таки напрашивается историческая цитата из классика революции - архисложным. Во всяком случае, именно таковым стал он для предпринимателя из Печенгского района Саварбика Султыгова.

По районным меркам он - крупный бизнесмен, директор камнеобрабатывающего завода. Только завод этот, по его словам, ныне простаивает. В 2000 году он получил лицензию на добычу камня, но уже несколько лет не работает - военная прокуратура запретила ему добычу в карьере, который располагается на землях минобороны. Три раза подавал предприниматель затребованный пакет документов в департамент имущественных отношений военного ведомства, но столько же раз менялись его руководители и документы терялись. Сейчас придется, видимо, готовить четвертый. А речь идет об аренде шести гектаров земли в тундре, которую никто не намерен присваивать.

Стоит отметить, что большинство главных проблем заполярного малого и среднего бизнеса могут быть решены только на федеральном уровне. И говорили о них, чтобы через исполнительную и законодательную власти региона добиться того, чтобы к ним прислушались в столичных кабинетах.

Что называется, без оваций встретили предприниматели выступление представителей банков, рассказавших о заметном, с их точки зрения, улучшении климата для развития бизнеса в регионе, новых кредитных линиях, «пакетах» и «продуктах». Получение кредитов, по словам участников круглого стола, остается достаточно длительной и сложной процедурой, требующей немалых усилий. Но самое главное - высокие процентные ставки. Как подчеркнул председатель Северной торгово-промышленной палаты Анатолий Глушков, в Европе они ограничиваются 0,5 процента. И даже в соседней Беларуси ставки эти много меньше. Хорошо еще, ФОРМАП помогает малому и среднему бизнесу своими гарантиями и поддержкой в выплате процентов, а то бы многим и вообще кредитов банковских не видать. Стоит отметить, что об этом фонде хорошо отзывались практически все. Правда, его возможности ограниченны.

Например, Дмитрий Трифонов из Мончегорска намерен получить кредит на создание на базе Мончегорского механического завода микрометаллургического производства. Это нестандартный бизнес. Объем инвестиций порядка 2,5 миллиарда рублей на реализацию идеи производства мельничных шаров, которые применяются в горно-обогатительном процессе. Ближайшие поставщики такой продукции в Западной Сибири - путь неблизкий. Проект на стадии проектирования. И в этой ситуации получить кредит еще сложнее. Правда, один из банков предложил обсудить вопрос подробнее. Если он решится положительно, пусть маленький, но конкретный результат встречи уже будет.

Несколько лет на всех уровнях и в разных аудиториях заявляет о главной, с точки зрения своей и своих единомышленников, проблеме президент областного Союза промышленников и предпринимателей Александр Лебедев:

- Мы конкурируем сегодня уже не внутри региона, а на межрегиональном рынке. После вступления в ВТО ситуация станет еще более острой. А условия конкуренции неравны: от затрат по содержанию имущества до установленных государством северных льгот. Закон об арктической зоне - не наша фантазия. Россия - единственная страна в мире, имеющая обширные территории с неблагоприятными климатическими условиями, не имеет при этом внятной политики в отношении них. В Финляндии, например, возвращают до 70 процентов затрат на строительство объектов. В социалистический период такая политика была и в нашей стране, и только благодаря этому здесь есть все, что есть. Взять хотя бы тот же горнодобывающий комплекс, пусть в нынешнем виде, но он работает... И наш Мурманск - самый большой город за полярным кругом - результат той политики. Вновь и вновь возвращаюсь к вопросу особых условий для северных регионов. Считаю, что это очень важно. Мы общались с заместителем министра регионального развития Юрием Осинцевым. Оказывается, есть очень простая точка зрения на северные льготы: не перекладывать эти государственные обязательства на предпринимателей, а просто их убрать. Как предприниматель, я совсем не против. Мы вздохнем с облегчением: враз сократятся оплачиваемые отпуска, дорогу оплачивать сотрудникам не придется. Только ведь убрать их тогда надо у всех, начиная с представителей органов власти, бюджетников. Но сюда сегодня и так никто не едет. Лет пять-десять так проживем. А что дальше? Кто здесь останется? Такая позиция весьма настораживает. Надо смотреть на годы вперед, и чтобы бизнес развивался, уже в школах должны быть бизнес-инкубаторы, а не один на всю область, с огромными вложениями. Лет через 10 бы мы таких бизнесменов получили, что любой о них зубы сломал бы...

По мнению Радика Сафина, представляющего «Опору России», 75 процентов нынешних предпринимателей - выходцы из 90-х. То есть те, кто пришел в бизнес скорее из отчаяния. И почти четверть из них мечтает с бизнесом проститься, только не знает как. А сегодня необходимо новое поколение, понимающее законы бизнеса, принципы конкуренции. Нередко нет понимания этих законов и у чиновников разного ранга. Единственная эффективная форма поддержки - ФОРМАП. А предприниматели привыкли все решать и делать сами, причем нередко полуподпольно или полулегально. Реальный диалог бизнеса и власти, по его мнению, пока не налажен. Что ж, возможно, тот самый координационный совет, о котором вели речи представители правительства, и поможет этот диалог наладить.

Юния ВАЛАМИНА