Руководство Мурманского отделения Октябрьской железной дороги явно может быть довольно подведенными недавно предварительными итогами работы предприятия в уходящем году.

В частности, из года в год растут перевозки по ОЖД к портам. Для примера: в нынешнем октябре объемы выгрузки угля на станции Мурманск увеличились почти на девять процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В среднем за сутки выгружалось по 450 вагонов, а в отдельные дни до 550. В 2011-м среднесуточный показатель равнялся 413 вагонам. По прогнозам, положительная тенденция сохранится и в дальнейшем. Ожидаемый объем перевозок грузов по ОЖД к морским портам Заполярья составит по итогам года около 90 миллионов тонн.

С нынешнего года в ОАО «РЖД» введена комплексная программа организации движения грузовых поездов строго по расписанию. Она, как предполагается, позволит снизить затраты на обеспечение перевозок на большинстве направлений за счет повышения производительности подвижного состава, увеличить надежность доставки груза в установленный срок любому потребителю.

Конкретно на Октябрьской железной дороге разработанная программа получила название «7 шагов». Пока определены 45 маршрутов, по которым поезда следуют точно в соответствии с графиком. Наиболее перспективные из них соединяют горнопромышленные предприятия Заполярья с их партнерами на Северо-Западе России. Однако значительная часть грузов идет и на экспорт - через Мурманский морской торговый порт. Продукция наших промышленных гигантов пользуется спросом во всем мире, и ее нужно доставить потребителям в срок. Реализация программы «7 шагов» уже дает положительные результаты. По графику на Мурманском участке дороги отправляется 92 процента грузовых поездов.

Что же касается пассажирских пригородных, то положение не столь радужное. Во время недавнего своего визита в Мурманск начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов так охарактеризовал проблему:

- Отмена ряда маршрутов электропоездов в регионах страны - вынужденная мера. «РЖД» заинтересованы в сохранении существующих объемов перевозок и даже их увеличении, ведь для многих это единственный способ добраться до дома, дачи или работы. Но перевозки осуществляются на подвижном составе, за аренду которого надо платить. Его обслуживают люди, которые тоже хотят получать заработную плату. Если регионы будут выполнять свои обязательства, отмененные пригородные поезда обязательно появятся в графике вновь. Мы всегда готовы пойти навстречу. Так, в Мурманской области сохранены популярные пригородные маршруты Мурманск - Никель и Кандалакша - Лоухи. Мы продолжаем работать с администрацией Мурманской области и надеемся на понимание в этом вопросе.

В качестве положительного примера начальник ОЖД привел подписанное недавно соглашение о взаимодействии между правительством Республики Карелии и акционерными обществами «РЖД» и «Северо-Западная пригородная пассажирская компания». Оно предусматривает субсидии из республиканского бюджета на компенсацию части потерь доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородных поездах. Компенсация рассчитана на увеличение налога на прибыль со стороны ОАО «РЖД», часть которого правительство Карелии обязуется направить на покрытие убытков пригородной компании.

Упомянул Виктор Степов и о вопросе безопасности. Электропоезд куда безопаснее, например, маршрутных такси. Причем считают так не только сами железнодорожники. Это подтверждают опросы ВЦИОМ. Даже в самолетах россияне летать боятся меньше, чем ездить в маршрутках. Статистика ДТП подтверждает опасения пассажиров. Поэтому, по мнению начальника ОЖД, рассматривать доступность пригородных поездов для населения стоит и с точки зрения гарантии безопасного проезда для пассажиров, пользующихся этим видом транспорта.

Последний такой опрос проводился весной. И он показал, что самым безопасным видом транспорта россияне считают поезд дальнего следования (58%). На втором месте... трамвай (53%), на третьем - электричка (52%). Далее по мере убывания доверия следуют метро, троллейбус, автобус, пригородный и междугородный автобус. Замыкают этот своеобразный рейтинг самолет (26%), речной и морской транспорт (19%) и, наконец, маршрутное такси (16%)...

P.S. На дорогах центральной части страны сейчас сложилась сложная ситуация. В результате погодных аномалий затруднено движение практически всех видов транспорта, в том числе железнодорожного. Как обстоят дела на Кольском полуострове? По информации пресс-службы Октябрьской железной дороги, на мурманском ее участке в последнее время сбоев в графике движения поездов по причине сильных снегопадов допущено не было. И это несмотря на то что в минувшем ноябре здесь отмечалось большое количество осадков, особенно в районе станции Апатиты, где снега выпало больше, чем в центральных регионах России.

В настоящее время на участке дороги, находящемся в ведении мурманского подразделения ОЖД, работают более двух десятков специальных снегоочистительных машин. Кроме того, задействованы устройства пневмообдувки и устройства электрообогрева стрелочных переводов. Определены места для выгрузки убираемого снега. Особое внимание уделяется станциям, которые, как показывает опыт, наиболее подвержены снежным заносам. Это прежде всего Никель, Заполярная, Пяйве, Хибины и Титан.

Фото:
Фото:
Подготовил Андрей ПОПОВ.