Предприятиями атомной отрасли наш край не обделен. Помимо Кольской АЭС здесь находятся «Атомфлот» и Северо-Западный центр по обращению с радиоактивными отходами «СевРАО». В ведении последнего, напомню, - бывшие береговые технические базы ВМФ в губе Андреева и поселке Гремиха, а также комплекс длительного хранения реакторных отсеков и радиоактивных отходов в Сайда-губе. В течение всего года наша газета рассказывала читателям о том, чем живут и как работают эти предприятия. Сегодня хочется напомнить о наиболее важных событиях.

Двадцать лет и один день

В середине сентября в Кольском заливе прошла уникальная операция. От причала «Атомфлота» на СРЗ «Нерпа» была транспортирована плавтехбаза «Лепсе». Для судна этот выход в море стал последним. Превращенное в плавучее хранилище радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, оно ждало утилизации около двух десятков лет.

- То, что «Лепсе» наконец удалось перебазировать в Снежногорск, - очень важный шаг, - отметил генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша.

Практические работы по подготовке плавтехбазы к перегону на «Нерпу» начались с 2010 года. Операция, учитывая возраст судна (оно было построено в 1934 году), сама по себе была весьма непроста. А если принять в расчет его опасное содержимое, ответственность за успешность подобного перегона и вовсе, что называется, зашкаливала. Точный расчет и профессионализм позволили выполнить все без осложнений.

- Это великий день, - сказал тогда в беседе со мной президент экологической организации «Беллона» Фредрик Хауге. - «Лепсе» - своего рода ледокол, который помог начать многие другие проекты. Это пример плодотворного сотрудничества специалистов-атомщиков и экологов.

Отправка судна на «Нерпу» - важный этап. Но теперь стоит задача безопасно его утилизировать. Как сообщил главный инженер «Атомфлота» Мустафа Кашка, сейчас судно находится у причала снежногорского СРЗ. На стапельную плиту его должны поставить в 2014 году. Этот значимый проект является своего рода экзаменом на выполнение подобных сложных работ. Он послужит отправной точкой для последующей утилизации других судов атомного технологического обеспечения.

Много-много дорогих иголок...

Стареют и неутомимые атомные богатыри - ледоколы. Отслужившие свое «Арктика» и «Сибирь» уже переведены в холодный отстой. Если не будут приняты решения о продлении ресурса, в будущем году выведут из эксплуатации «Россию», в 2014-2015 годах та же участь должна постигнуть «Таймыр» и «Вайгач», а спустя еще пять лет - «Ямал». «Советский Союз» уже в этом году фактически выведен из эксплуатации.

Разработана концепция утилизации атомных ледоколов. Работы эти делятся на три этапа: выгрузка топлива, перевод в холодный отстой и собственно утилизация. Ориентировочные планы таковы: «Сибирь» должна пойти «на иголки» в 2016-2017 году, «Арктика» - в 2018-2019-м, «Россия» - в 2019-2020-м. Впрочем, вдруг «Арктику» все же удастся спасти? Об идее превращения легендарного атомохода в музей мы уже рассказывали. Но проект влетит в копеечку. Самая скромная сумма - полмиллиарда рублей. Правда, утилизация еще дороже.

- Мы сами сначала считали, что ледоколы утилизировать будет проще, чем, скажем, атомные подводные лодки. К сожалению, это оказалось не так, - развел руками Мустафа Кашка.

По экспертным оценкам (они пока весьма приблизительны), речь идет об 1,3 миллиарда рублей за плавединицу. Но возможно, что на практике сумма и удвоится. Звучит даже цифра в 3 миллиарда.

На пути к «зеленой лужайке»

Минувшим летом «Атомфлот» и «СевРАО» завершили важнейший проект, направленный на улучшение экологической ситуации в Мурманской области. Судно «Серебрянка» Росатомфлота доставило на территорию предприятия последний транспортно-упаковочный комплект с отработанным ядерным топливом из Гремихи.

Совместный проект Комиссариата по атомной энергии Франции и госкорпорации «Росатом» по вывозу отработанного ядерного топлива начался в 2006 году. К тому времени его из Гремихи не отправляли уже 14 лет, с 1992 года. А сам объект не соответствовал современным требованиям ядерной безопасности. За время работ необходимая инфраструктура в Гремихе была восстановлена. Вывоз ОЯТ начался в 2008 году. И сегодня отработанного ядерного топлива, выгруженного из водо-водяных реакторов АПЛ Северного флота, в Гремихе не осталось.

А в Сайда-губе в июне прошли тактико-специальные учения «Арк-тика-2012». Российские специалисты-атомщики и международные эксперты-наблюдатели оценивали быстроту и точность реагирования на радиационную аварию персонала местного отделения «СевРАО». По легенде учений, на стоящие здесь реакторные отсеки обрушился самолет.

- Когда мы начинали работать над сценарием учений, долго размышляли: что же придумать? - сообщил представитель Института проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) Российской академии наук Олег Павловский. - Потому что, к счастью, этот объект отвечает всем современным требованиям безопасности. И он настолько технологичен, что каких-то серьезных радиационных аварий здесь в принципе быть не может.

Но подобная «игра в солдатики» необходима. Сколь ни мала вероятность ЧП, к нему надо быть готовыми. А иностранные наблюдатели обеспечили тот самый взгляд со стороны. Каковы же оказались их впечатления?

- На Кольском полуострове находится значительное число потенциально опасных объектов. Поэтому для нас, ваших соседей, очень важно, чтобы система аварийного реагирования на них была на высоком уровне, - отметила норвежский эксперт Ингер Эйкельманн. - И сегодня мы еще раз увидели, что такая система эффективна. Я удовлетворена тем, как все организовано на объекте в Сайда-губе. Это впечатляет.

Единственный в мире

К 25 января Кольская АЭС выдала в энергосистему страны ровно 350 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Это с 1973 года, когда был запущен первый энергоблок станции.

А в первых числах августа на здешнем комплексе переработки жидких радиоактивных отходов была получена тысячная тонна солевого плава. Этот комплекс - гордость КАЭС.

- Комплекс уникальный, пока единственный в мире. Процесс очень сложный, инновационный, с применением нанотехнологий, - пояснил директор станции Василий Омельчук.

Новейшие технологии позволяют концентрировать радионуклиды в минимальном объеме в специальных фильтрах-контейнерах, где их можно хранить сотни лет. Объем подлежащих захоронению радиоактивных отходов сокращается при этом в пятьдесят раз. Попутным продуктом переработки становится тот самый солевой нерадиоактивный плав, который может быть в будущем использован в промышленности.

Начиная с 1994 года на КАЭС реализовано более тысячи проектов повышения безопасности на общую сумму, эквивалентную 670 миллионам долларов.

Только за 11 месяцев текущего года проведено 94 мероприятия по повышению безопасности на общую сумму свыше 1,27 миллиарда рублей. Ряд из них, например, анализ сейсмостойкости КАЭС и некоторые другие, связаны с прошлогодними событиями на атомной станции Фукусима.

Новым богатырям - быть

23 августа «Атомфлот» и «Балтийский завод - Судостроение» заключили договор о создании атомного ледокола нового поколения. Технический проект разработало ЦКБ «Айсберг». По графику корабль заложат на стапеле в будущем ноябре, через два года спустят на воду. Построен он должен быть к концу 2017-го.

- Ледокол действительно инновационный. Он будет преодолевать трехметровые льды, что впервые позволит начать на коммерческой основе круглогодичную навигацию по всей трассе Севморпути, - отметил Вячеслав Рукша.

Более того, в первом квартале будущего года будет объявлен конкурс на второй и третий атомные ледоколы. Это важно - запустить в серию, чтобы потом шли один за другим. Стоимость одного - около 37 миллиардов рублей в нынешних ценах.

Идем правильным путем

Неуклонно возрастает популярность и значимость Севморпути. В уходящем году на его трассе произошли качественные изменения. Во-первых, возрос грузопоток: 46 судов, свыше 1,26 миллиона тонн грузов. Во-вторых, появились караванные проводки. В-третьих, впервые по нему прошел танкер-газовоз «Ob River» с грузом сжиженного природного газа. Газовоз шириной 44 метра и длиной 135 метров преодолел трассу за рекордные 9 суток. При этом на разных участках его сопровождали три атомохода - «Вайгач», «50 лет Победы» и «Россия».

- Мы очень надеемся, что эти качественные изменения позволят в будущем году двигаться вперед. Важно, что перевозки по Северному морскому пути приобретают стандартный характер, свойственный любому международному морскому коридору, - отметил Вячеслав Рукша.

Но свои перспективы «Атомфлот» связывает не только и не столько с транзитом грузов, сколько с перспективами добычи нефти и газа в арктической зоне страны. Атомоходы будут обеспечивать круглогодичный ритмичный вывоз углеводородного сырья с будущих месторождений. Первой ласточкой стало подписанное 12 ноября госкорпорацией «Рос-атом» и ОАО «Новатэк» генеральное соглашение о сотрудничестве. Речь в нем, в частности, идет о ледокольной проводке при перевозках продукции завода по сжижению природного газа на полуострове Ямал. Соглашение предусматривает заключение договора на срок не менее 15 лет. А это уже серьезные перспективы, которые обеспечат «Атомфлоту» стабильную загрузку.

Фото:
Фото с сайта yagupov.info
Фото:
Игорь ЯГУПОВ