Финский городок Кеми по российским меркам совсем невелик - менее трех десятков тысяч человек. Местный порт тоже уступает Мурманскому на порядок. Сейчас он переваливает два-три миллиона тонн грузов в год - в основном лес и пиломатериалы. Но это пока. Уже сегодня он готов к увеличению грузооборота до четырех миллионов тонн. А планы, как рассказал менеджер по развитию порта Ханну Тиккала, у кемчан и вовсе грандиозные - 20 миллионов! Причем любых грузов. Благо, что на севере Финляндии немало рудников, где добывают фосфор, никель, хром и железо. Впрочем, амбициозные портовики смотрят и на восток. Я бы даже сказал - на северо-восток. В нашу сторону, в общем.

Для нас, мурманчан, расположенный на побережье Ботнического залива Кеми вроде как и не Север вовсе. Уж точно не Арктика. Но это мы так считаем, а финны мыслят иначе. Они хотели бы восстановить железную дорогу между Саллой и Кандалакшей. И если по Северному морскому пути пойдут-таки контейнеры, возможно, часть их можно будет перегружать именно через Кеми... Какую часть? Да чем больше, тем лучше.

Планами, как сказали бы раньше, финских товарищей Ханну Тиккала поделился с участниками III международной конференции «Логистика в Арктике». Она собрала в Мурманске свыше полутора сотен дипломатов, бизнесменов и инженеров из России, Норвегии, Голландии, Финляндии.

- Для эффективного освоения шельфа Арктики необходимы соответствующая инфраструктура, а также комплексный подход к логистике с учетом сложных климатических условий Севера, - обозначила главные темы обсуждения губернатор Мурманской области Марина Ковтун. - Основные транспортные маршруты в Арктике проходят по трассам Северного морского пути, который также является основой для транзитных перевозок из Америки и Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион. При рассмотрении этой темы нельзя обойти и вопросы развития береговой инфраструктуры Севморпути. Порт Мурманск играет важную роль в обеспечении перевозок грузов в Арктике. Атомный ледокольный флот и судоходные компании, базирующиеся в нашем порту, имеют уникальный многолетний опыт судоходства в арктических широтах. В настоящее время на базе порта реализуется крупный проект, направленный на развитие транспортной инфраструктуры - «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». С его реализацией мы связываем повышение конкурентоспособности нашего порта и региона в целом на рынке предоставления портовых услуг.

Центральной темой обсуждения на конференции стал, конечно же, Северный морской путь. Ведь от него, как от большого сытного пирога, можно будет отрезать аппетитные ломти для многих и многих компаний - транспортных, логистических, энергетических и прочих. Но вот кто окажется той щедрой рукой, которая станет от чистого сердца нарезать эти куски? Или каждый начнет отщипывать себе сам, без особой оглядки на интересы прочих, чуть не в драку? В ходе конференции много говорилось как о сотрудничестве, так и о конкуренции. Больше, конечно, о сотрудничестве. Но наивно было бы предположить, что никто при этом не попробует, что называется, потолкаться локтями.

- Меняющийся климат вносит свои коррективы в маршруты морского транспорта. И это дает огромные возможности для региона, - заметил консул Мурманского отделения Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге Мартти Руококоски, естественно, имея в виду не только российское арктическое побережье.

- Для перевалки минерального сырья в Арктике необходимо выстроить транспортную схему, - развил тему председатель правления норвежской компании «Чуди Шиппинг Компани» Феликс Чуди. - Нужно объединить в единую цепь региональные решения. Пунктами перевалки транзитных грузов должны стать Мурманск, Архангельск, Киркенес. Кроме того, нужны вспомогательные, дублирующие порты. Во все это придется вкладывать миллиарды евро. Но вложения себя оправдают.

Вот только кто, во что, когда и сколько будет вкладывать? У норвежцев огромный опыт работы на арктическом шельфе, напомнил руководитель проекта «RU-NO Barents» Тур Кристиан Андвик. А Россия делает в этом направлении лишь первые шаги. Да и развитие бизнеса на северо-западе России, по мнению господина Андвика, в последнее время остановилось. Все крупные проекты фактически заморожены до лучших времен. В этом году, правда, появились новые инициативы. Но путь до их реализации по-прежнему очень велик. И, добавим от себя, кто пройдет по нему первым, пока неясно.

В общем, за свой кусок арктического пирога Мурманску еще предстоит побегать наперегонки и с Кеми, и с Киркенесом, да и с отечественными портами, тем же Архангельском, например. И это несмотря на все наши преимущества. А они у нас объективно имеются. И одно из них - базирование в Кольском заливе отечественного атомного ледокольного флота.

О его сегодняшнем положении и перспективах работы на трассе Севморпути рассказал начальник управления эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» Владимир Арутюнян. Выгоды от прохода по Севморпути, напомнил он, огромны. По времени - практически двукратный выигрыш по сравнению с южными транспортными коридорами.

В новейшей истории транзитные перевозки по Севморпути начались в 2010 году. Тогда по трассе под проводкой атомных ледоколов прошли 4 судна, которые перевезли около 100 тысяч тонн грузов. В следующем году произошел настоящий прорыв. Объем перевозок увеличился в восемь раз. Состоялось 34 рейса, в том числе танкеров «Персеверанс» и «Владимир Тихонов». В 2012 году за 46 рейсов по трассе перевезено уже свыше 1,26 миллиона тонн. Началось караванное плавание. Следует отметить и экспериментальный рейс газовоза «Обь Ривер». В балласте он прошел по Севморпути из Азии в норвежский Хаммерфест, а затем, уже с грузом, обратно.

В нынешнем году, как подчеркнул Владимир Арутюнян, ожидается дальнейшее увеличение объемов перевозок. Что особенно важно - появился груз с востока на запад. Его объемы уже приближаются к 50 процентам от того, что везут в обратном направлении. А значит, постепенно исчезает главный недостаток арктического транзита - дисбаланс грузопотока.

А в перспективе, по мнению докладчика, возможно увеличение транзита до 15 миллионов тонн. Это, конечно, не Суэц с его 800 миллионами, но тоже неплохо. По прогнозам, основной прирост должен идти за счет развития Ямальского направления. Речь идет о вывозе газа из порта Сабетта.

На восток - все тот же Ямал и Чукотку - ориентирует свою арктическую навигацию и Мурманское морское пароходство. Об этом в своем выступлении сообщил первый заместитель генерального директора по эксплуатации Яков Антонов.

Глобальное ли потепление нас ждет или похолодание, но без мощных атомных ледоколов в Северных морях все равно не обойтись. И Россия твердо намерена вводить в строй новых атомных богатырей. Первый этой осенью должен быть заложен на верфи. В бюджете следующего года запланировано начало строительства еще одного ледокола.

В общем, будут Арктику осваивать. Это потребует и развития береговой инфраструктуры. Причем как морской, так и железнодорожной, а также авиационной. И об этом шла речь на конференции.

Не забыли на ней и об экологии.

- При активизации хозяйственной деятельности в Арктике, в том числе и связанной с освоением месторождений углеводородов, - отметила губернатор Марина Ковтун, - необходимо принять все возможные меры для сохранения уникальной экосистемы и биологических ресурсов на этой северной территории.

Прошедшая конференция показала, что специалисты думают об этом уже сегодня.

Фото: Лев Федосеев
Игорь ЯГУПОВ