На днях делегация представителей областного правительства во главе с первым заместителем губернатора Алексеем Тюкавиным побывала в Ловозере.

- Мы с коллегами проверяли ход ремонтных работ на трассе Оленегорск - Ловозеро, затем состоялась встреча с руководством Ловозерского ГОКа, где обсуждались перспективы комбината. Но не встретиться с вами было бы недопустимо, - обратился к жителям замгубернатора.

Не очень-то избалованы селяне общением с первыми лицами региона. Круглый стол в районной администрации прошел, что называется, с огоньком. Сказался здешний менталитет: и местное начальство, и рядовые жители - все они односельчане. Пользуясь случаем, представители трех администраций Ловозерья около полутора часов рассказывали о проблемах, с которыми, как говорится, спать ложатся и на зорьке встают.

Прежде всего народ обеспокоен ситуацией в ЖКХ. Горожанам может показаться, что у селян в этом смысле бед меньше, ан нет. Квартплата - одна из самых высоких в области: мазутная котельная изначально была рассчитана на большой населенный пункт, а по нынешним временам всякая глубинка, и Ловозеро не исключение, мелеет населением. К тому же в последние годы мазут доставляют автотранспортом из поселка Высокого, что в семидесяти километрах, - это тоже дополнительные затраты.

Поджаться за счет оптимизации штата котельной? По мнению Николая Курзенева, заместителя главы администрации сельского поселения, это недопустимо. Во-первых, из-за технологии котельной; во-вторых, люди лишатся рабочих мест. А занятость в небольшом населенном пункте и без того не ахти какая. Да что там - официальная безработица здесь составляет 10 процентов (для сравнения: в Ревде - 3,5; в Мончегорске - 2 процента). Реальное понижение расходов на услуги ЖКХ даст только переход на газ. Но сейчас это сказка.

Зацепились ловозерцы и за дороги. Конечно, поблагодарили областное правительство за то, что из дорожного фонда выделено нынче 130 миллионов рублей на ремонт отдельных участков региональной «ловозерки» общей протяженностью 13 километров. Плюс прошлогодние восемь. При этом выразили надежду, что и впредь магистраль на Большую землю не останется без внимания.

- К сожалению, заниматься одной и той же трассой из года в год мы не можем, - разочаровал селян Алексей Тюкавин. - В области три тысячи региональных дорог, большинство из которых в ненормативном состоянии, а ремонтировать ежегодно мы можем по 50 километров, да еще мосты, переезды и так далее.

Неожиданно на пике обсуждения обнаружилось рациональное зерно.

- По дороге Ловозеро - Оленегорск не только легковой транспорт ходит да машины скорой помощи. «ТЭКОС» везет на большегрузах мазут, а Ловозерский ГОК - лопаритовый концентрат. Словом, дорожное полотно разбивается быстрее, - сделал вывод Владимир Николаев, председатель местного совета депутатов.

- Так надо проверить, каковы нормативы грузоперевозок, есть ли перегруз и согласовать с грузоперевозчиками, - дал совет Алексей Тюкавин. - Вы это делали?

Юрий Чуйков, глава минтранса и дорожного хозяйства, упрекнул селян в неторопливости: мол, несвоевременно подготовленные документы лишают сельское поселение права на получение дополнительных субсидий на внутренние дорожные ремонты. И привел в пример расторопную Ревду, где уже вовсю ведется работа. Ведь короткое северное лето церемониться не будет, а во время осенней слякоти трассу чинить - только материалы портить.

Острой нехваткой кадров объяснил такую ситуацию Николай Курзенев: люди уходят из-за маленькой зарплаты. Специалистов, способных оперативно и грамотно подготовить документы, недостает. К тому же поселковая администрация обязана держать по одной штатной единице в отдаленных селах - Каневке, Сосновке, Краснощелье. А дел много, помимо дорог еще авиаперевозки и так далее.

Конечно же, не могла остаться без внимания тема доставки усопших на судмедэкспертизу. Она так и не решена. Разговоров идет много - случается, на каком-то совещании очередной радетель проявит свою осведомленность, правда, перепутав при этом даже место проведения посмертной процедуры - то Апатиты, а то и Мурманск назвав вместо Мончегорска. Бывают и такие откровения: явление не носит массовый характер. Сколько там человек в год умирает? Это тревожный для местных жителей знак: проблема заговаривается, ее значимость потихоньку спускается на тормозах.

На встречу с Алексеем Тюкавиным Александр Мальцев, глава сельского поселения, пришел с очередным предложением по теме. Селяне искренне попросили первого заместителя губернатора проникнуться вопросом, который на месте не решить.

По 131-му федеральному закону в Ловозерском районе на 12 тысяч жителей аж три администрации и 35 депутатов. Тоже тема. Какова эффективность работы «семи нянек»?

- Знаете, я рад, что мы с вами вот так пообщались, - оценил неравнодушие ловозерцев Алексей Тюкавин. - Обо всем этом надо говорить, находя в совместном обсуждении решение проблем, которые на первый взгляд кажутся неразрешимыми.

Татьяна ПОПОВИЧ