Весной 1980 года после 25 лет службы из состава военно-морского флота США была исключена подводная лодка «Наутилус». Первую в мире атомную субмарину американцы объявили национальным историческим памятником. По окончании дезактивации и выполнения большого объема подготовительных работ 6 июля 1985 года «Наутилус» отбуксировали на вечную стоянку в Гротон, штат Коннектикут, где в музее подводного флота США он открыт для посещений.

Первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», разрезанная на три части, уже много лет находится на стапельной плите снежногорского СРЗ «Нерпа». Наша газета не раз писала о ее незавидной судьбе. На все обращения заводчан собственник лодки, министерство обороны России, отвечает только одно: средств на проект превращения подлодки в музей у него нет...

Впрочем, тема исторического наследия была затронута и в ходе недавнего заседания рабочей группы общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области лишь косвенно. В основном же речь шла об утилизации атомных ледоколов и судов их обслуживания, кондиционировании радиоактивных отходов и создании так называемого ядерного острова.

Все эти вопросы непосредственно связаны с деятельностью ФГУП «Атомфлот». И нужно сразу отметить, что мурманское предприятие всегда демонстрирует максимальную открытость перед общественностью. Заседания рабочей группы совета, отвечающей за взаимодействие с «Атомфлотом», проходят не реже двух раз в год. На нынешнее, расширенное, пригласили всех участников процесса утилизации названных выше судов, а также представителей ЗАТО Александровск.

О том, как в целом на предприятии ведется работа по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, рассказал первый заместитель генерального директора - главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.

- В этом году завершается строительство берегового поста загрузки отработавшего ядерного топлива, - отметил он. - Этот пост заменит плавтехбазу «Лотта». И уже в следующем году мы планируем полностью перевести ОЯТ с «Лотты» в береговое хранилище.

В рамках федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности», продолжил Мустафа Кашка, идет кондиционирование (проще говоря - уменьшение в объеме за счет измельчения и прессования) накопившихся на предприятии радиоактивных отходов. Низкоактивные РАО уже практически полностью приведены в порядок. На очереди их более опасные собратья.

Конечная цель мероприятий заключается в том, чтобы создать на территории «Атомфлота» локальную зону с дополнительной системой физзащиты - так называемый ядерный остров. Это повысит общую безопасность на предприятии. На «острове» сконцентрируют радиоактивные материалы, отходы и отработавшее ядерное топливо. Получится этакий сейф, где будет повышенный контроль, как радиационный, так и физический. В него, в частности, войдут уже упомянутый береговой пост загрузки ОЯТ, обновленный пятый причал и новый 100-тонный портальный кран, полностью соответствующий всем требованиям по работе с радиоактивными материалами. Все эти строительные и монтажные работы сейчас активно ведутся.

От объектов береговой инфраструктуры разговор перешел к судам. Два ледокола, «Арктика» и «Сибирь», уже выведены в холодный отстой. В ближайшее время, если не будет принято решение о продлении ресурса, будет выведен из эксплуатации и атомоход «Россия». Аналогичные работы уже проводятся и на атомном лихтеровозе «Севморпуть». На предприятии создано специальное подразделение, отвечающее за караван судов отстоя.

Проекты утилизации атомоходов практически разработаны и сейчас проходят процедуры согласования и утверждения. Принципиальная схема такова: вывод из эксплуатации, полное обследование, выгрузка ядерного топлива и радиоактивных отходов, дезактивация и так далее. Затем подготовка к перегону на завод, который будет заниматься непосредственно утилизацией. Там пройдет разделка корпуса. Нерадиоактивные его части будут отправлены в металлолом. Из реакторного отсека сформируют блок-упаковку, которую отправят в пункт длительного хранения «Сайда».

На утилизации судов атомного технологического обслуживания специалисты ФГУП «Атомфлот» остановились отдельно. Речь, в частности, шла о выведенных в отстой плавтехбазах «Лепсе» и «Володарский».

Начнем со второй. Сухогруз «Володарский» был переоборудован под плавтехбазу для хранения твердых радиоактивных отходов в 1969 году. С 1997 по 2000 год на нем были проведены серьезные мероприятия по так называемой конвертовке. Фактически от судна остался только корпус, разделенный на семь водонепроницаемых отсеков. В настоящее время проводятся работы по подготовке его к перегону к месту утилизации.

Плавтехбаза «Лепсе» уже находится у причала снежногорского судоремонтного завода «Нерпа». Перегон состоялся в середине сентября прошлого года. До этого огромную работу по конвертовке и дезактивации судна провели на «Атомфлоте». В настоящее время проект утилизации плавтехбазы совместно ведут СРЗ «Нерпа», ФГУП «РосРАО» и его филиал «СевРАО», ФГУП «Атомфлот» и АНО «Аспект-Конверсия».

Напомним, сухогруз «Лепсе» был построен еще в тридцатые годы прошлого века. В начале шестидесятых его переоборудовали под плавтехбазу. С 1963 по 1981 год ПТБ «Лепсе» обеспечивала перезарядку атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь». После этого судно использовалось только для хранения ОЯТ и РАО. В 1988 году оно было выведено из эксплуатации и с тех пор, что называется, ждало своего часа. И только, как уже было сказано, в сентябре 2012 года его перегнали на снежногорский завод.

- Утилизация «Лепсе», - подчеркнул главный инженер АНО «Аспект-Конверсия» Леонид Вистинь, - серьезная экологическая задача. В числе прочего она потребует и модернизации объектов самого судоремонтного завода «Нерпа».

Следующий этап - постановка «Лепсе» на стапельную плиту снежногорского завода. Там его разрежут на части. Те из них, где нет хранилищ и, следовательно, радиоактивности, будут разделаны на металлолом.

Даже в общих чертах схема утилизации плавтехбазы непроста. Вначале судно поставят у специально оборудованной набережной. Здесь с него будет срезана надстройка и снято так называемое чистое оборудование. Следующий этап - постановка «Лепсе» на стапельную плиту снежногорского завода. Там его разрежут на части. Те из них, где нет хранилищ и, следовательно, радиоактивности, будут разделаны на металлолом. Из двух оставшихся блоков (носового и кормового) в специально возведенном для этого укрытии выгрузят их опасное содержимое. Затем блоки будут помещены в специальные саркофаги (блок-упаковки) и отправлены в пункт длительного хранения «Сайда».

- В настоящее время мы готовим площадку на набережной предприятия, где будет установлена «Лепсе», - сообщил главный инженер СРЗ «Нерпа» Георгий Нейман. - Здесь возводится периметр физзащиты, санпропускник, временные системы подачи электричества и так далее. Затем аналогичные работы предстоит провести и на стапельной плите.

Но есть здесь и определенные сложности. И главная из них - та самая подлодка «Ленинский комсомол» (К-3). Она мешает постановке «Лепсе» на стапельную плиту. Это гордость России, считает Георгий Нейман, и ее необходимо сохранить. Но на все обращения российское военное ведомство, в собственности которого находится субмарина, отвечает только одно: средств на этот проект у него нет.

О ситуации с К-3 мы действительно рассказывали неоднократно. Были определенные надежды, что вопрос будет решен. Но, увы, пока никаких подвижек не наблюдается. Как практически забыто и предложение превратить в музей атомный ледокол «Арктика». Он ведь тоже в своем роде уникальный. Впрочем, об этом мы тоже рассказывали...

Но вернемся к непосредственной теме заседания рабочей группы. Как было отмечено, хотя у СРЗ «Нерпа» имеется огромный опыт утилизации атомных подводных лодок, судно, подобное «Лепсе», находится здесь впервые. Что, собственно, и понятно: это вообще первая плавтехбаза атомного технологического обслуживания, которая будет утилизироваться. Поэтому секретарь общественного совета Сергей Жаворонкин предложил провести в ЗАТО Александровск общественные слушания, чтобы еще раз разъяснить местному населению все нюансы предстоящих работ, рассказать о разработанных мерах безопасности, исключающих вредное воздействие на людей опасного содержимого плавтехбазы. Это предложение участниками встречи было принято с пониманием и поддержано.

Игорь ЯГУПОВ