Пожалуй, ни один другой законодательный акт не вызывал в последние годы столько споров и нареканий, как пресловутый федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров...», принятый восемь лет назад. Его ругали и бизнесмены, и чиновники за расплывчатость и непродуманность отдельных положений, которые давали недобросовестным подрядчикам возможность легко находить в законе лазейки для ухода от ответственности. Наконец в апреле нынешнего года ему на смену пришел федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В нем учтено большинство критических поправок, внесены соответствующие изменения. Отметим, что элементы новой федеральной контрактной системы (ФКС) уже внедряются в Мурманской области.

Каждый имеет право знать

Теперь процедура закупки проходит не по цене, предложенной заказчиком, а по той, что сформировалась после проведения независимой экспертизы.

- Организация процесса размещения госзаказа чрезвычайно важна как с точки зрения эффективности бюджетных расходов, так и для обеспечения равного доступа всех претендентов на поставку товаров, работ и услуг для нужд региона, - говорит начальник управления государственного заказа Мурманской области Ольга КУЗНЕЦОВА. - В прошлом году мы провели масштабный анализ действовавшей на тот момент системы госзакупок и выявили основные коррупциогенные факторы и точки злоупотреблений в сфере размещения заказов. Результатом стал пересмотр региональной схемы закупок в части проведения независимой экспертизы начальных максимальных цен контрактов всех конкурсов и аукционов, объявляемых госзаказчиками Мурманской области. Теперь процедура закупки проходит не по цене, предложенной заказчиком, а по той, что сформировалась после проведения такой экспертизы. Кроме того, при закупке медицинского оборудования, капитальном строительстве и ремонте объектов, дорог, разработке проектных документаций условия проведения процедуры и техническое задание утверждаются не самим заказчиком, а специальными экспертными комиссиями. В состав таких комиссий могут входить как представители органов исполнительной власти региона, так и эксперты по профилю рассматриваемого контракта.

Что ж, это вполне в духе нового закона. Так какие же основные отличия введенной недавно федеральной контрактной системы?

В частности, в 94-м законе не был предусмотрен общественный контроль. Теперь правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок. Оно начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок.

Также ранее не предусмотрены были обоснование закупок и нормирование в данной сфере. Теперь обоснованию будут подлежать начальная максимальная цена контракта, способ определения поставщика или подрядчика. Под нормированием в новом документе понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам и услугам по количеству, качеству и потребительским свойствам, равно как и нормативных затрат. Это должно позволить обеспечить государственные и муниципальные нужды, не приводя к закупкам товара, имеющего избыточные потребительские свойства или являющегося предметом роскоши.

Подрядчик, открой личико!

Отличаются и способы размещения заказа. Ранее это делалось путем проведения торгов только в форме конкурса или аукциона, как правило, в электронной форме либо вообще без проведения торгов, лишь запросом котировок у единственного поставщика. Теперь предусмотрены такие конкурентные способы как конкурсы открытые, с ограниченным участием, двухэтапные и, наконец, закрытые.

Изменения коснулись и порядка размещения заказов у субъектов малого предпринимательства. Теперь их обязаны осуществлять у этих самых субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная максимальная цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей. По итогам года заказчик обязан будет составить отчет об объеме закупок у малых предпринимателей и таких некоммерческих организаций и разместить его в единой информационной системе до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Добавляются нынче и обязательные требования к участникам размещения заказа. В том числе правомочность участника закупки вообще заключать контракт. То есть для начала хотя бы его отсутствие в предусмотренном новым законом реестре недобросовестных поставщиков. Кроме того, отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики, за исключением лиц, у которых она погашена или снята. А также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности. Еще одним обязательным требованием является обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы и искусства, на финансирование проката или показа национального фильма.

Помимо этого правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок дополнительные требования к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта, права собственности на необходимое для работы оборудование, опыта работы и деловой репутации, связанных с предметом контракта, нужного количества специалистов и квалифицированных работников. Новым законом определен непредусмотренный ранее фиксированный срок для подписания контракта победителем закупки - 15 дней с даты получения проекта договора от заказчика.

Еще одно изменение. Раньше отменить размещение заказа можно было не позднее чем за 15 дней до дня окончания подачи заявок при открытом конкурсе и 10 дней при электронном аукционе. Теперь заказчик вправе отменить процедуру определения заказчика не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Госзаказчик имеет право также на нового исполнителя при нарушении прежним условий контракта. Те, с кем в одностороннем порядке заказчик расторгнул договор, попадут в реестр недобросовестных поставщиков. Правда, сохраняется возможность отменить решение об одностороннем отказе, если другая сторона в течение установленного срока устранит нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия подобного решения.

Демпинг больше не поможет

По мнению специалистов, одним из главных упущений 94-го закона было то, что в нем вовсе не предусматривались антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов. Теперь, если начальная максимальная цена контракта составляет более чем 15 миллионов рублей, а участником закупки предложена цена на 25 и более процентов ниже, то контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, в полтора раза превышающем сумму контракта.

Вообще же в новом законе закреплена также обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов. Это может быть сделано либо внесением денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии по выбору участника закупки. Срок действия такой гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. О размере обеспечения, а также обо всех остальных многочисленных изменениях в системе госзаказа можно будет узнать на семинаре, который организует управление госзаказа Мурманской области в конце июля с привлечением разработчиков закона, представителей министерства экономического развития РФ, специалистов федеральной антимонопольной службы РФ, экспертного сообщества других регионов РФ.

- В Мурманской области постоянно растет среднее количество поданных заявок и, что важно, число допущенных к конкурсам участников. Это вопрос и качества самих заявок, и снижения злоупотреблений на уровне экспертных комиссий. Так, в прошлом году среднее количество участников в одной процедуре составило три единицы, что на семь процентов больше, чем в 2011-м. Общая сумма разыгрываемых лотов достигла 9 миллиардов рублей. Максимальное количество закупок (87,7 процента) пришлось на аукционы в электронной форме. Мы надеемся, что с выходом в свет нового закона порядок проведения госзакупок станет намного четче и прозрачнее, - говорит Ольга Кузнецова.

Фото:
Фото с сайта http://www.rubo.ru
Андрей ПОПОВ.